Чувство юмора — очень важное качество в кинопроизводстве. Вот одна из историй, рассказанная режиссером-оператором Сергеем Мокрицким в подтверждение этого тезиса на семинаре в Доме Архитектора «Операторское искусство — глазами режиссера», организованном киношколой Александра Митты. Сергей Мокрицкий окончил операторский факультет ВГИКа (мастерская А. Гальперина), известен по фильмам «Изображая жертву» и «Мой папа Барышников». Итак.
Режиссер Юрий Озеров снимает очередную батальную сцену с участием многотысячной массовки. Это был советский фильм типа киноэпопеи «Освобождение», когда на фильмы о Великой Отечественной войне военная техника и военнослужащие предоставлялись без счета. Наступающие «немцы» должны обстрелять советских солдат, а те красиво погибнуть. Все идет по плану – будущие мертвецы ведут военные действия, старательно развернувшись к камере «посадками» (подкладками с пиротехническими зарядами и кетчупом под униформу, которые должны изображать разрывы от пуль). Типа «та-та-та» и «чвак-чвак-чвак», кетчуп потёк, пробитые пулями бойцы красиво падают.
Немцы наступают, но не стреляют! Без их выстрелов пиротехники не могут подорвать свои «посадки», а бойцы упасть. Тучный Юрий Озеров жутко нервничает и кричит на всех. Съемочный день с тысячной массовкой идет насмарку. Сверху на кране невозмутимо опускается оператор, Игорь Слабневич – честно отснявший материал, который не по его вине пойдет в корзину.
- Ну почему они не стреляют! – вопрошает его Озеров.
- Они хотят взять нас живыми, — глубокомысленно изрекает оператор…
На фото: Сергей Мокрицкий и Александр Митта на семинаре в Доме архитектора.