В рамках фестиваля «Новое кино Швеции» в Москву привезли фильм «Столетний старик, который вылез в окно и исчез». Роберт Густафссон, которого часто называют «самым смешным комиком Швеции», играет в нём бодрого старика, который в день празднования своего столетнего юбилея вылезает через окно дома престарелых, чтобы вернуться своё бурное прошлое. Фильм вышел в прокат пару лет назад и успел собрать неплохой букет наград и номинаций. И вот теперь приехал в Москву живьем, а не в виде пиратской копии. Неплохой повод поговорить о «пенсионерском кино», на мой взгляд. Тема модная — список успешных фильмов о пенсионерах и с возрастными звёздными актёрами довольно длинный. Я бы начал разговор с комедии «Забойный реванш», в которой играют Сильвестр Сталлоне, Роберт Де Ниро, Алан Аркин и Ким Бейсинджер. Это мой любимый фильм и я лично видел, как тепло его встречали в кинозалах России и Италии — на родине «старичков-разбойников». Кино со взрослыми актёрами для взрослой аудитории стало давно привычным киноблюдом в США, Франции и Японии. Российский же «взрослый зритель» только начал привыкать к походам в кинотеатры после долгого перерыва. И с нетерпением ждёт, когда же на экране появится что-нибудь кроме «молодёжной комедии» с бесконечными продолжениями под каждый новый год.
Поцелуи с кока-колой
Много лет выручку кинотеатрам обеспечивали тинэйджеры, стабильно занимавшие в темных залах «места для поцелуев». Да, 18-25 летние составляют костяк киноаудитории. Но киноиндустрия столкнулась с тем, что молодые люди непредсказуемы в своих пристрастиях и все больше заняты видеоиграми, новыми приложениями для iPhone и общением в социальных сетях. Им легче бесплатно скачать фильм в Интернете, чем платить за билеты в кино, которые с технологиями 3D-формата стали значительно дороже. Поэтому попкорну в кинотеатре студенческая кампания, например, может легко предпочесть кофе с бесплатным WiFi в ближайшей кофейне. А главная беда с молодыми зрителями – они быстро взрослеют!
Где брать зрителей, когда нация стареет?
Конечно, среди тех, кому «немного за тридцать». В последние годы 37% киноаудитории США составили люди в возрасте от 40 и старше, на долю которых пришлось 32% всех купленных билетов. В Великобритании в период с 1997 по 2007 год число билетов, проданных людям старше 45 лет, выросло вдвое — с 19 почти до 38 миллионов. Статистика других стран также показывает рост зрителей среднего и пожилого возраста. Правда, в в России пока не так: в кинозалах 58% зрителей в возрасте от 16 до 25 лет, или 71% вместе с теми кому до 30. В то же время зрителей за 40 лет у нас всего лишь 10%, а старше 60 – 1%.
Западный зритель, когда выходит на пенсию, тратит свободное время на походы в кино, а вот российские пенсионеры в кино не ходят. И пенсии у них меньше, да и кино-аттракционы с компьютерными взрывами, стрельбой и погонями им не интересны.
Не ходят или не показывают?
В России, кроме экономического фактора, задуматься о расширении аудитории заставляют и специфические причины — у нас те кинотеатры, которые не обеспечат явку на сеансы с отечественным кино, могут лишить лицензии. А отечественное кино – оно такое отечественное! Стабильно ходить на него могут только взрослые, приученные к российскому киноязыку граждане. Именно взрослая аудитория поддержала десяток лет назад практически запрещенный в прокате фильм «Ворошиловский стрелок». Она же обеспечила бокс-офис (кассовые сборы) в 38 млн долларов фильму «АдмиралЪ», что помогло ему гарантировано «отбить» бюджет (20 млн). Та же история и с «Высоцким», собравшим 27,5 млн при бюджете 12 млн долларов, «Кандагар» — почти 15 млн долл. (7 млн), «Тарас Бульба» - Владимира Бортко 17 млн долл. при бюджете 15 млн долл. Опросы на выходе из кинотеатра (exit-poll) после «Высоцкого», например, показали рекордный (на фоне 16-20 лет) средний возраст кинозрителей — 35 лет. Раньше столько взрослых затащить в кино не удавалось. То есть когда показывают – ходят!
Взрослого зрителя нужно выращивать
Интерес к тому или иному кино не возникает сам по себе. Зрителя нужно уметь уважать и выращивать, чтобы потом правильно «подрощенный» зритель пришёл сам на героев своего махового времени и привёл молодых, которых ещё и в проекте не было во времена первых звёздных премьер. Для меня самый яркий пример такого подращивания — киноэпопея «Бешеный Макс». Легендарный кино старец Джордж Миллер (а 70 лет – это 70 лет!) как библейский Моисей зо лет водил по кинопустыне племя подрастающих фанатов того самого Макса Рокотански, чтобы потом удивить всех ударным возвращение Бешенного Макса в «Дороге ярости».
Американские прокатчики в своё время потратили почти 10 лет на то, чтобы «подсадить» на голливудскую продукцию российского зрителя, который был приучен смотреть советское и европейское кино. Пока сложилась боевая ничья: проведенные опросы показывают, что количество тех, кто не любит отечественное кино, не на много больше числа тех, кто относится к нему положительно. Но паритет временный и тенденция спада интереса к отечественным фильмам усиливается. Число граждан с врожденной любовью к советскому кино уменьшается, одновременно мы теряем молодую аудиторию. В 90-е годы выросло поколение зрителей, которые не привыкли смотреть отечественное кино из-за того, что в то время его как такового не было. Сейчас, когда это кино – какое никакое – но появилось, воспитанный на голливудской продукции зритель не хочет его смотреть. Практически нет качественных детских фильмов, поэтому у современных детей нет возможности привыкнуть смотреть российские картины.
Новое – хорошо раскрашенное старое
А для привлечения взрослой аудитории используется ограниченное число приемов: сомнительная эксплуатация «советской военно-патриотической» темы за бюджетные деньги и ремейки старых советских хитов. Не считая раскрашивания старых черно-белых лент, конечно… Первый прием уже не работает. Так сборы фильма Михалкова «Утомленные солнцем 2: Цитадель» составили $1, 5 млн (при бюджете 45 млн долларов!). Второй — ещё приносит результаты, так ремейк романтической комедии «Служебный роман. Наше время» принес $11.84 млн при бюджете $5 млн. Но золотой фонд советского кино не бесконечен и на «Кавказскую пленницу» Гайдая сделали сразу два ремейка, что сразу снизило шансы на успех обоих. Я сейчас не о творческой составляющей, а о киномаркетинге.
Нельзя сказать, что у нас совсем не делают кино для возрастной аудитории. Возьмем пример качественного российского «кино для взрослых и умных» — драму режиссера Андрея Звягинцева «Елена». Так вот в иностранном прокате «Елена» заработала $2.5 млн в семи европейских странах, в Америке, Южной Америке и в Австралии (это рекорд зарубежных сборов российских фильмов в 2011 году). А в родной России фильм собрал 20 млн руб. – 658 тысяч долларов. И это не потому, что у нас на кино про «старпёров» не ходят. Ведь во всем мире «про старичков» смотрят. Скорее это говорит о том, что у нас показывать не умеют.
Чем больше и старше – тем лучше.
Особым спросом пользуются «старпёрские звёздные напиханки» с привлечение в одну картину наибольшего возможного числа голливудских звездных пенсионеров. Благо с возрастом они дешевеют, и оплачивать их гонорары становится не столь накладно, как в их лучшие годы. Когда-то Маккартни из Битлз спрашивал в своей песне «Буду ли я по-прежнему тебе нужен, когда мне будет 64?» («Will you still need me, when I am 64?»). На этот же вопрос, заданный 64-летним Сталлоне аудитория ответила положительно, «проголосовав американским рублем» за оба выпуска его пенсионерской «напиханки» Джейсона Стэтхэма, Микки Рурка, Дольфа Лундгрена, Брюс Уиллиса и Арнольда Шварценеггера. «Неудержимые» (The Expendables) собрали в мире 226 млн. долларов, в России – 14 млн. Потребность поколения «стареющих бебибумеров», которые хотят ходить в кино и смотреть такие же отвязные фильмы, какие они смотрели в подростковом возрасте, удовлетворяют многие режиссеры. Клинт Иствуд, создавший образ безбашенного пенсионера в «Гран Торино» (мировые сборы – 269 млн. долларов). Мел Гибсон с «Веселыми каникулами»(Get the Gringo, 2011), герой которого – стареющий грабитель банков, попав в тюрьму, побеждает на всех фронтах, включая любовный. В России фильм Гибсона собрал 0,8 млн долларов, при том, что из-за своей «развязности» он не рекламировался для мирового экрана и продавался только на ДВД. Матч-реванш двух кино-боксёров — «Забойный реванш» — собрал в мировом прокате 45 млн долларов.
В фильме «Рэд» «голливудские старички» (Брюс Уиллис, Морган Фримен, Джон Малкович) в роли отставных спецагентов показательно громят молодую команду сотрудников ЦРУ. 60-летний Жан Рено задал всем жару во французском криминальном боевике «22 пули: Бессмертный».
Наряду с безумными экшенами «стариков-разбойников», уносящими сорокалетних во времена их бурной юности, успешными могут и костюмированные фильмы, и философские драмы, Например, драма «Отель „Мэриголд“. Лучший из экзотических» (2011) рассказывает о поиске смысла жизни британскими пенсионерами-неудачниками, перебравшимися в дешевую для жизни Индию. Звездный актерский состав «Отеля „Мэриголд“» — Джуди Денч, Билл Найи, Том Уилкинсон — был очень тепло принят публикой — при общих кассовых сборах $134 млн он собрал в России $669 тысяч.
Показателен фильм «Королева» (2006), описывающий жизнь венценосной семьи британских пенсионеров в первые несколько дней после трагической гибели принцессы Дианы. Исследования аудитории этого фильма показали, что 60% зрителей, пришедших в кинотеатры, были старше 55 лет. Роль 80-летней королевы Елизаветы II в фильме исполнила 60-летняя актриса российского происхождения Хелен Миррен, удостоенная премий «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA, а также кубка Вольпи на Венецианском кинофестивале за лучшую женскую роль. Помимо этого фильм был номинирован на премию «Оскар» как «Лучший фильм». Общемировые сборы — 123 миллионов долларов и 0,5 млн долларов в России.
Фильм «Шофёр мисс Дэйзи» режиссёра Брюса Бересфорда в 1990 году завоевал 4 премии «Оскар», в том числе Джессика Тэнди получила «Оскар» за лучшую женскую роль. И это в возрасте 80 лет! Она стала старейшей актрисой, когда-либо награждённой этой главной наградой Американской киноакадемии.
Список можно продолжать. И его готовятся продолжить: новый фильм легендарного Клинта Иствуда с Томом Хэнксом в главной роли выйдет в российский прокат под названием «Чудо на Гудзоне» 8 сентября 2016 года.
Любви все возрасты покорны
Конечно, на иллюзии, что привлекая только хорошо поживших актеров, можно сделать кассу далеко не уедешь, но… Комедийная драма «Простые сложности», предоставившая возможность полюбоваться романтическими отношениями возрастных героев Мерил Стрип, Алека Болдуина и Стива Мартина собрала в России $3, 8 млн (в мире $223 млн). Фильм «Ларри Краун» также о тех, кому «немного за тридцать», но готов влюбляться, дружить, учиться и открывать для себя новые границы, вместе с молодыми людьми, годящимися им в дочки и сыновья. Озлобленной и разочарованной сорокалетней героине Джулии Робертс наконец повезло – ей достался «мужик-антидепрессант» Том Хэнкс – «под полтиничек», но в хорошей физической форме — и разбитая жизнь обоих наладилась. 72 млн долларов в мире, а в России – 2 млн долларов. И это при том, что «Анна Каренина» с молодой и упругой Кирой Найтли и по Льву Толстому, который наше все, собрала в России 1,4 млн!
Понятно, что успех «фильмов для взрослых и умных» определяется не возрастом актеров, есть примеры героев-школьников, как во французской картине «Хористы», получившей два «Сезара» (европейский «Оскар»). В японском фильме «Ушедшие», получившем «Оскар 2009 года» тоже молодые, двадцатилетние герои, но тема взрослая, для тех, кто уже терял близких и друзей. Умение бороться с трудностями и потерями присуще наиболее популярным героям возрастной аудитории. Ведь и зрители среднего возраста и пожилые переживают трудный период экономической нестабильности. Возможно, именно поэтому поколению 80-х так хочется сбежать из реальности в мир кино, уносящий их в беззаботные подростковые годы, когда взрослая жизнь еще не взваливала на их плечи тяжкий груз ответственности. В России, как и во всем мире, за это зритель готов отдать и последние деньги.
Автор: Сергей Щенников
О бурной творческой жизни тех, кому уже немного не восемнадцать, читатйте по хэштэгу «старость в радость»