Автор ироничных детективов Татьяна Полякова рассказывает о себе, своем «послужном списке» и творческих планах.
– Свой первый детектив я написала «на слабо». Где-то году в 96-м заспорили с приятелем по поводу качества заваливших прилавки детективов, и я сказала, что даже я смогла бы написать лучше. Он предложил: «Напиши». Взяла и написала. Друг был в шоке от того, что у меня получилось-таки, и отослал по почте в первое подвернувшееся под руку издательство – выходные данные он взял в книге, которую тогда читал. Рукопись приняли.
Это была не первая моя попытка написать книгу. Сочинять я любила с детства, с 4-го класса писала бесконечные приключения, а в 16 лет написала несколько рассказов в духе Маркеса. Мне казалось, что я умна и необыкновенна, пока не перечитала Маркеса. Разочаровалась в себе и перестала писать.
Иронично и пушисто
Написанный на спор детектив был о двух милых и пушистых дамах, ввязавшихся в авантюру. В те годы детективы в основном писали мужчины, часто слишком уж серьезно, а народ с интересом читал переводные женские иронические детективы Иоанны Хмелевской. И меня тут же окрестили «наша Хмелевская», а потом постоянно с ней сравнивали. Меня это не задевало, да я и не думаю, что люди вкладывали в это что-то обидное. Это российская привычка сравнивать все с западным образцом. Но в творческом плане это меня ограничивало: можно сказать, прибили ко мне табличку «автор иронических детективов» большими толстыми гвоздями.
Лет девять назад написала «Любовь очень зла» в новом для меня ключе – более жестком и драматичном. После этой книги называть меня автором иронических детективов мог разве что сумасшедший. И на моих книгах появился новый подзаголовок – «Авантюрный детектив», что развязало мне руки. Поскольку вся жизнь сама по себе авантюра, а под определение «детектив» подходит все, что связано с убийством, – этот жанр очень благодарный, допускающий работу на стыке с другими жанрами. Я даже попробовала написать детектив в стиле фэнтези, правда, лазейку в реальный мир для читателей-материалистов всё-таки оставила.
Нереально интересно
Реальные истории из жизни я не использую, но не потому, что негде взять. У меня сын в Следственном комитете работает. Вот уж где реальных сюжетов хватает. Но я сама ими не интересуюсь, да и сын не горит желанием делиться, говорит: «Есть вещи, о которых женщине лучше не знать». Брать сюжеты из телевизионных репортажей и газет я не хочу, слишком все конкретно: реальные события и люди мешают авторской фантазии. Подсказки от фанатов тоже не использую. Я – эгоист. Никого в свою кухню не пущу, чтобы под ногами не путались. Кому-то коллективное обсуждение даст творческий импульс, мне – нет. Я сама придумываю сюжеты, и моя совесть перед персонажами чиста, мне так комфортнее. Вот вышла книга – читайте, ругайте или хвалите.
Обхожусь без негров
Первое время я писала по шесть книг в год, и журналисты часто спрашивали про моих «литературных негров». Их нет. Проверить это легко: как писатель я человек отсталый – пишу в тетрадках гелевой ручкой. Потом секретарь перебивает рукопись на компьютере – она же моя давняя подруга и первая читательница. Сначала я писала в школьных тетрадках по 96 листов, а потом моя помощница попросила брать тетрадки по 48 листов – ей меньше ждать продолжения. Нетерпение моей первой читательницы задает темп, который нужно наращивать, чтобы не скучно было. Однажды ритм нарушил – сложно потом нагонять. Пять тетрадок – роман. Ощущение ритма определяю по тетрадкам. Конец 4-й тетради – значит никаких новых персонажей и поворотов сюжета. Пора закругляться.
Чукча – и читатель, и писатель
Я люблю и писать, и читать детективы. В дорогу беру книги, которые связаны с местом, куда я еду. Если отправляюсь в Сайгон, беру книгу «Тихий американец» Грэма Грина, на Кубу – его же «Наш человек в Гаване», в Лиссабон – «Ночь в Лиссабоне» Ремарка. Если удается пожить в декорациях книги, то и сюжет по-другому воспринимается.
Кино? Это не мое
А вот жить с героями своих книг в их жизни после рукописи я не люблю, хотя уже пять моих книг экранизировали: «Тонкая штучка», «Как бы не так», «Строптивая мишень», «Миллионерша желает познакомиться» («Алмазы на десерт») и «Черта с два». Персонажи на экране – уже не мои герои, смотрю как на чужое – зачем менять, чтобы сделать хуже? Но писать сценарии самостоятельно не хочу. Не мое это. Я буду сочинять книги. Хотела однажды завязать с писательством на пятидесятой, но увидела плакат в честь выхода сотой книги Дарьи Донцовой и подумала: «А мне слабо?» Скоро выйдет моя семидесятая книжка.
В издательстве «Эксмо» выходит новый роман королевы авантюрного детектива Татьяны Поляковой «Найти, влюбиться и отомстить». Полина – главная героиня этой захватывающей истории – не смогла остаться в стороне от расследования преступления, свидетельницей которого она стала «в прямом эфире», общаясь с подругой по «скайпу». Заручившись поддержкой частного сыщика, девушка принялась за поиски убийцы своей подруги. Продвигаясь вперед шаг за шагом, они выяснили, что на счету таинственного преступника целая серия убийств.
Текст интервью: Сергей Щенников