В Театре Киноактера на Поварской прошла премьера спектакля «Утиная охота. Шесть дней из жизни» по пьесе Александра Вампилова. Обращение опытного театрального актёра Юрия Гаркави и режиссера-дебютанта Ольги Елагиной именно к этому драматургу не может не радовать. В отличие от советского кинематографа, который пережил полосу незаслуженного забвения, но потом снова вернул своих прежних поклонников и новых зрителей, советский театр эту черную полосу переживает до сих пор. Ведь театральную постановку нельзя так же просто снять с полки в коробке похожей на консервную банку. А за советского драматурга Александра Вампилова обидно вдвойне – он и живой сложно доходил до зрителя. Да и жизнь в целом его не баловала: рос младшим в семье учительницы, которая в одиночку растила четверых детей в райцентре Иркутской области. Отца своего — бурята по национальности – он даже не видел, его расстреляли в сталинские времена. И, когда судьба наконец повернулась к нему лицом, и в конце семидесятых театры один за другим стали ставить его спектакли — «Прощание в июне» (1966), «Старший сын» (1968), «Утиная охота» (1970), «Прошлым летом в Чулимске» (1972), «Провинциальные анекдоты» — он трагически погиб на озере Байкал в перевернувшейся моторной лодке в возрасте 34 лет. В постсоветский период, когда все, что происходило в СССР было без разбора отвергнуто, от полного забвения Вампилова, пожалуй, спасли экранизации его пьес и… актеры и режиссёры, которые учились «на Вампилове», играя и ставя отрывки из его пьес в свои студенческие годы.
Юрий Гаркави и Ольга Елагина сумели перекинуть мостик через годы незаслуженного забвения талантливого драматурга, сыграв спектакль как драму поколения 30-40 летних — способных и талантливых людей, потерявших нравственную точку опоры. Радует, что Гаркави и Елагина, не перестарались в стремлении осовременить спектакль. Например, когда речь заходит о виртуальном романе в письмах между супругой главного героя и её бывшим одноклассником, то актуальная тема сегодняшних интернет-романов по переписке через социальную сеть «Одноклассники» лишь вбрасывается в зал в виде озорной короткой реплики одного из актёров. Но с другой стороны, музыкальное сопровождение более откровенно отсылает нас к современности. В спектакле звучит музыка, написанная лет на двадцать позже, чем сама пьеса «Утиная Охота». Её не могли слышать герои Вампилова, но на ней росли те, кому сейчас 30-40 лет. Ведь именно этим зрителям в первую очередь адресован спектакль. Поэтому композиции русского рока 1990-х — начала 2000-х годов в исполнении групп «Чиж & Co», «ДДТ», «Машина Времени», «Сплин», «Ва-БанкЪ», «Тайм Аут» вполне гармонично вписываются в ткань спектакля.
В спектакле заняты узнаваемые медийные персоны: известная «рокерша» — бывшая солистка группы «Браво» Ирина Епифанова, что кажется логичным на фоне музыкального сопровождения спектакля, звезда телесериалов и непрерывно ротируемого на телеэкранах рекламного ролика «Рублевские Колбасы» Юрий Гаркави, а также звезда телесериалов Екатерина Волкова. Волкова известна прежде всего по адаптации американского ситкома «Воронины» на СТС. Поэтому её появление в драме по началу вызывает вопрос. Этот вопрос про «шлейф Веры» из «Ворониных» мы и задали первым Екатерине Волковой.
- Да, меня привыкли видеть в комедийных ролях. Но драматургический материал Вампилова мне очень хорошо знаком со студенческих лет (Театральное училище имени Щепкина -прим.), мы его отрывками ставили, и я помню это до сих пор. Вампилов – это просто неисчерпаемый кладезь, и чем старше становишься, тем лучше чувствуешь скрытые в его спектаклях нюансы и моменты. Я помню, что когда на третьем курсе мы играли Вампилова, нам казалось, что играть его надо на крик, вот так: «А-а-а!..» Но сейчас, когда начали репетировать с Ирой Епифановой, то я поняла, что Вампилов другой, более глубокий и тонкий. Боже мой, как всё меняется, когда сама переживаешь описанные Вампиловым жизненные моменты. Сколько ещё нужно работать, работать и работать. Но, работая над этим текстом, неизменно обогащаешься, обнаруживаешь совершенно другой материал. Играть Вампилов для меня огромное удовольствие, но в то же время это очень сложно и страшно. Хотя бы потому, что играю я Вампилова не так часто в связи с занятостью. И каждый раз, впрыгивая в роль, я испытываю жуткий стресс, потому что сама роль очень сложная и состав актеров меняется. За день до репетиции я всегда полдня сама не своя. И меня спрашивают: «Что у тебя случилось?» Отвечаю, да ничего у меня не случилось! Я к Вампилову готовлюсь! Но, несмотря на стресс, я получаю колоссальное удовольствие.
- Приходилось ли ощущать предубеждение, неприятие Вампилова как советского драматурга?
- Что бы ни говорили, но Вампилов выдержал испытание временем. Не раз к нам приходили критики, которые прямо р-р-р-разносили нас за обращение к Вампилову. А были и те, кто всего Вампилова знали наизусть от корки до корки, тем более его классическую «Утиную охоту», и набрасывались на нас за то, что мы что-то в тексте поменяли, что-то изменили. Мол, это невозможно. Мы оправдывались, что на самом-то деле мы ничего не изменили, просто старались подстроить под себя. Каждый раз, когда играешь спектакль, чувствуешь, что все взаимоотношения героев очень живые, готовые принять импровизацию, но, тем не менее, одновременно каждый момент боишься что-то пропустить, что-то забыть.
Понятно, что он советский драматург, что то далёкое уже время накладывало ограничения, но поднятые Вампиловым проблемы — они что тогда были, что сейчас, просто сейчас об этом откровеннее говорят. Тогда многое было замято, завуалировано, не позволялось. А в наше время, к сожалению, такие драмы как в «Утиной охоте» происходят очень часто. И, когда я играю, мне очень хочется, чтобы мужчины посмотрели на себя со стороны. И это срабатывает. Когда мои друзья приходили посмотреть спектакль, то очень проникались происходящим на сцене и потом говорили мне: «Ничего себе! Здесь столько узнаваемых ситуаций!» А вот женщины чаще боялись признаваться, и реагировали уклончиво: «Ну-у, не знаю! Может ли такое быть?»
- Кстати, о женской точке зрения. Вы в этой роли в спектакле не герой, а скорее…
- Жертва? Нет, Галя не жертва, нет-нет-нет! Я даже не настраиваю себя играть жертву. Она его любит. Конечно же, она готова бороться. И всеми силами пытается Виктора вернуть. В какой-то момент из-за любви она видит всё через розовые очки, а многого сама не хочет видеть, но в конечном итоге продолжать отношения уже не возможно. Сначала моя героиня, Галина, использует даже свой роман в письмах, чтобы вернуть внимание Зилова. И как бы ей не было больно она делает этот шаг, тяжелый, чтобы спасти его, вернуть. Хотя для себя я еще окончательно не решила всё про свою героиню, если честно я играю всего третий спектакль, и я ещё сама хожу и ищу как правильно, как не правильно. Еще сложно. Одно дело, когда ты уже наиграл и понимаешь где, что, с чем сравнивать. Пока честно скажу, моё восприятие роли ещё сыровато. Моё, моё восприятие! Я только про своё участие здесь говорю. Меня Оля Елагина направляет.
Фото: Александр Либков, Сергей Щенников. Текст: Сергей Щенников