Мастер-класс Геннадия Иванова на сценарно-режиссерских курсах Александра Митты называется «Как снять короткометражный фильм без денег?» Честно говоря, «снять фильм без денег» — это определенное преувеличение, правильнее будет сказать «минимизировать затраты». Цель мастер-класса Геннадия Иванова – помочь начинающим режиссерам и продюсерам успешно пройти путь от идеи короткометражки до успеха на кинофестивале короткометражного фильма.
Геннадий Иванов — режиссер кино и анимации, сам снял пять короткометражных фильмов, успешно представленных на фестивалях. Раскрою один небольшой секрет Гены Иванова. Он считает, что даже если на съемках фильма встречается группа отчаянных энтузиастов, то есть они всё равно хотят. «Голодная съемочная группа — плохая группа!» Поэтому Гена советует на съемках не экономить на расходах на чай с печеньем и пиццу, например. На съемочной площадке еда — это лучшая валюта и лучший мотиватор. Есть и другие секреты, которыми Гена делится на своих мастер-классах.
Опыт съемочной жизни Гена приобретал отнюдь не на любительских съемках. По жизни он — второй режиссер, участвовал в съемках сериала «Игра», полнометражных мультфильмов «Приключения Аленушки и Еремы» и др. Кроме практического опыта организации съемок у Гены есть и академическая база — он автор и организатор обучающих кинокурсов сценарно-режиссерские курсы Александра Митты.
В качестве примера заглянем на съёмочную площадку короткометражного фильма «Яблочки». Церемония начала киносъемок этого фильма у режиссера Геннадия Иванова прошла в несколько сокращенном варианте. На съемках полного метра ритуал соблюдается полностью: на тарелке расписываются члены съемочной группы и по окончании первого дубля после команды «стоп, снято!» бьют тарелку о штатив камеры. На съемках короткометражки «Яблочки» процедура выглядела проще: вместо тарелки взяли блюдечко, которое разбили о металлический заборчик у подъезда пятиэтажки. Штатив на этих дублях не пригодился, потому что снимали «восьмеркой».
«Восьмерка» — это ещё одна забава для режиссёра на съемках, когда диалог снимают поочередно, как бы глазами то одного, то другого собеседника. По сценарию опоздавший герой-водитель выяснял отношения с ожидавшей его на бордюре замерзшей девушкой. (Минус 17! Мороз на улице и по сюжету и по термометру!) Поэтому оператору приходилось забираться на пассажирское сиденье джипа и снимать девушку из кабины. Водитель при этом выгибался дугой, чтобы не заслонять собой кадр с разгневанной девушкой. Вторую часть «восьмёрки» оператору приходилось снимать взгромоздившись на стул (типа он в джипе сидит) и снимать героиню ближе и подробнее.
Со стороны диалог одного из героев с пустотой — выглядит забавно. (Монолог как половинка диалога похож на рекламный ролик майонеза «Делми» - «Ой, мама с майонезом разговаривает!») Когда приходило время снимать героя-водителя с бордюра и актриса Елена Новикова заканчивала свою часть «восьмёрки», она бежала греться, а женскую часть диалога за неё читал режиссер Геннадий Иванов. Ему же приходилось бросаться снежками вместо озорных школьников и ассистентов, испугавшихся брать на себя ответственность за возможные повреждения и бросать заледеневшие снежки в чужой джип, взятый на время съёмок.
На съёмочной площадке короткометражного фильма «Яблочки».