Как я побывал в театре «Модерн» на спектакле «На дне» по пьесе Максима Горького в постановке режиссёра Юрия Грымова.
Своими впечатлениями от спектакля решил поделиться наш постоянный автор Арсений, который давно пишет театральные рецензии для «Вести Москвы».
Начну издалека. Пьесу Горького «На дне» мы проходили по школьной программе. Я её дважды прочитал, успешно написал сочинение. Но после дал себе обещание, что не пойду её смотреть в театр. Слишком уж много в ней «чернухи». И это при том, что Горький мне нравится, я с удовольствием посмотрел спектакль по его пьесе «Дачники» в театре «Сфера».
Что же заставило меня изменить решение? Я начал колебаться после вопроса: «А пойдёшь, если там будет не чернуха, а гламур?» Окончательно моё сопротивление сломил вопрос: «А если пьесу будут играть в театре «Модерн»? В «Модерне» я смотрел спектакль «Война и мир. Русский Пьер» по Толстому, который меня просто потряс. Я за три часа смог понять и переосмыслить четырёхтомный роман, который мы в школе разбирали несколько лет.
Итак, я в театре «Модерн». Этот спектакль ставят на малой сцене. Расстояния между зрителями в зале и актерами на сцене практически нет. Выглядит это так, будто персонажи Горького в домашнем кинотеатре в шикарных кожаных кресла смотрят кино про нас, зрителей. Жанр происходящего сразу сложно определить. Поскольку я минимум дважды читал пьесу, то могу подтвердить, что артисты произносят подлинные горьковские тексты, но в стиле стендап-комедии. И на ночлежку эти просторные апартаменты с шикарной мебелью и дорогими напитками совсем не похожи. Скорее это выездная сессия резидентов Comedy Club, некий корпоратив.
Я не первый раз в театре «Модерн», поэтому знаю, что приходить нужно минут за сорок до спектакля, чтобы настроиться. Я купил программку, чтобы узнать кто играет и найти фото каждого актёра в фойе. Это мне помогло, когда началось действие. Сначала я узнал Марину Дианову, которая играла Княжну Марью в «Войне и мире». Здесь она играет Квашню, торговку пельменями, но выглядит как светская львица.
Александр Толмачев, которого я видел в роли князя Андрея Болконского, играет Луку. Оборванный и бородатый старик-странник с посохом, каким я ранее представлял Луку, здесь превратился в ухоженного метросексуала лет 30-ти. На сцене он явно проводил для остальных героев групповые и индивидуальные тренинги личностного роста. И в качестве «коуча» Лука пытается достучаться до каждого «опустившегося на дно» персонажа. Приняв этот посыл, который никак не противоречил замыслу Горького, я с интересом стал смотреть дальше. Зачем это нужно самому Луке, нужно ли это героям пьесы, к чему это приведёт в итоге?
Роль Константина Сатина играл Александр Борисов (я его видел впервые). Он убедительно произнёс все ставшие крылатыми фразы, которые мы изучали в школе. «Когда труд удовольствие – жизнь хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство!.. » «Человек — это звучит гордо!» И тихую фразу в самом конце после смерти Актёра (Константин Конушкин): «Эх, испортил песню… дурак!»
Мне очень понравился Васька Пепел, которого играл Шамиль Мухамедов: взрывной, темпераментный, сын вора, родившийся в тюрьме. Это человек действия, способный на поступки, что отличает его от других героев. Ольга Богомазова ярко и эмоционально играла Наташу, ради которой Васька Пепел готов изменить свою жизнь. (Да, Богомазова снова играла Наташу, но уже не Ростову).
Клещ (Алексей Баранов) появился на сцене в дорогом ярком костюме и совсем не был похож на слесаря с больной женой. Циничный Сатин обращается к нему после смерти его жены: «Эй, вдовец! Чего нюхалку повесил? Что хочешь выдумать?..» По пьесе все обстоятельства направлены против него, но Клещ пытается убедить себя и окружающих, что не сдастся: «Ты думаешь – я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу…»
Удивил меня темнокожий актёр Диллон Олойеде. Он играет Татарина, мусульманина, и на сцене совершает намаз. На фоне пьющих и ругающихся соседей (резидентов нашего стендап Камеди Клуба) он выглядит уравновешенным и спокойным человеком, живущим по Корану. «Магомет дал Коран, сказал: «Вот – закон. Делай, как написано тут».
Татарин выступает оппонентом Луке и Сатину, для решения проблем «резидентов ночлежки» он предлагает «закон душа иметь». Так во время скандала Насти с Бароном, Барон обещает дать ей в ухо, Лука предлагает ей верить в свои выдумки, а Татарин намекает на своё «мусульманское решение»: «У-у! Злой баба – русский баба! Дерзкий… вольна! Татарка – нет! Татарка – закон знает!» Раньше фраза «злой баба» вызывала только улыбку, но здесь я понял, что она имеет другое значение.
Сравнивая школьное восприятие произведения Горького и постановку в театре, хочу заметить, что после просмотра я открыл для себя больше тем для рассуждения. Не там мы в школе «дно» искали…
Спектакль «На дне» в театре «Модерн» я с уверенностью могу порекомендовать старшеклассникам.
Автор: Арсений Цубаников, школьный корреспондент «Вести Москвы». На каких ещё спектаклях побывал наш театральный обозреватель:
«Война и мир» для школьников в «Модерне»
Гордость и предубеждения Льва Толстого
Ещё больше о самом театре в нашей рубрике «Театр Модерн»