Среди высоколобых интеллектуалов не принято сразу хвалить Юрия Грымова как режиссёра. Сначала надо обязательно сказать, что он – неоднозначен, мол, рекламные ролики у него лучше получались. Но как бы то ни было, в этом театральном сезоне Юрий Грымов подарил театралам сразу два открытия: спектакль «Цветы для Элджернона» в РАМТе и потрясающего актера – Максима Керина, который играет Чарли Гордона — главного героя романа американского писателя Дэниела Киза.
Рецензии на роман и поставленные по нему спектакли и фильмы обязательно начинают с того, что умственно отсталому парню делают операцию по повышению IQ. Дэниэл Киз написал рассказ «Цветы для Элджернона» аж в 1959 году, когда эта тема казалась непознанной и фантастичной. Но теперь-то она такой не кажется - уже был мировой блокбастер «Газонокосильщик» 1992 года. Тему вмешательства медицинских гениев в мозг умственно отсталых уже раскрыли в десятках романов, фильмов и спектаклей. Да и у нас был к тому времени Профессор Преображенский и Шариков из фильма «Собачье сердце» (1988 год) по роману Михаила Булгакова. (По ряду причин написанный в 1925 году роман Булгакова у нас начали читать после фильма. Увы).
Понятно, что нынешнее обращение Юрия Грымова к сюжету 59-го года поначалу кажется запоздалым. Тем более, что в Питере роман Киза уже ставил режиссер Искандэр Сакаев на сцене Александринского театра лет пять назад. Но «неоднозначному» Грымову удалось прочитать пожилой фантастический роман как вечно юную классическую повесть о взрослении и познании мира и любви молодым человеком. Подобного рода юношеских повестей, слава богу, немало было, есть и будет. А теперь представьте, что герою трилогии Льва Толстого «Детство. Отрочество. Юность» или повести Ивана Бунина «Митина Любовь» ученые вивисекторы сделали трепанацию черепа, чтобы все процессы — поумнения, взросления, осмысления, становления как личности и как мужчины – фантастически ускорились. Если вы готовы принять такое допущение, то добро пожаловать на премьеру пьесы неоднозначного режиссера Юрия Грымова «Цветы для Элджернона».
Ещё одним фантастическим допущением стали надувные декорации, которые заполняют всю сцену и превращаются в интерьер пекарни, кинотеатра, операционной, в жуткие воспоминания детства, полностью поглощающие героя. «При всей кажущейся легкости конструкций заставить эти декорации порхать по сцене — это ад адов», — признался режиссёр Юрий Грымов. Для главного исполнителя Максима Керина эти декорации стали полной неожиданностью и тяжёлым испытанием: «Сначала режиссер обещал нам, что будем играть на трёх табуретках и я очень обрадовался, что это будет как в моём театральном институте, который я только что окончил. Когда появились эти декорации, мы все при…., но потом привыкли».
Куда: РАМТ.
На фото: актер Максим Керин в роли Чарли, Янина Соколовская в роли Алисы и народная артистка России Татьяна Шатилова в роли уборщицы Тельмы, режиссёр Юрий Грымов.