Театр «Модерн» объявил даты премьерных показов спектакля «Цветы нам не нужны», в котором через важные исторические даты и уникальные биографии раскрываются события, изменившие мир.
Будущую премьеру изначально окружала таинственность. Сам Грымов прямо заявлял в анонсах премьеры: «Обычно на сайте мы даём информацию о каждом спектакле. В этот раз вы не найдете подробного описания. Мне кажется, нужно нарушать правила игры – в этом и есть игра!» И действительно все информационные «вбросы» отнесены в лучшем случае на апрель, незадолго до премьеры. Открытая репетиция спектакля, где будущие зрители смогут получить хотя бы общее впечатление о спектакле, запланирована на 8 апреля.
И, конечно же, я не мог пропустить возможность попасть на закрытое внутреннее мероприятие для труппы театра, приуроченное к грядущей премьере спектакля «Цветы нам не нужны». Худрук и режиссёр премьеры Юрий Грымов организовал для артистов встречу с бывшим офицером, работавшим в тюрьме Шпандау. Полковник Алексей Борисович Степанов известен широкому кругу любителей военной истории как один из создателей и бессменный заместитель главного редактора журнала «Старый Цейхгауз», автор многочисленных книг и статей по истории униформы и традиций советской и современной российской армии, а также вооруженных сил зарубежных государств.
Поэтому, помня о том, что только для спектакля «Война и мир» в театре в своё время пошили почти полтысячи костюмов, я сначала подумал, что Юрий Грымов пригласил Алексея Степанова как специалиста по военной форме. Ведь как объявлено в немногословном анонсе на сайте театра спектакль затрагивает «удивительное время в истории, период с 1946-1966 годы».
Но, как оказалось, театр «Модерн» заинтересовал период, когда Степанов, как военный переводчик по образованию, проходил службу в Группе Советских войск в Германии. Именно тогда он оказался в охране Межсоюзной тюрьмы Шпандау в Западном Берлине. По приговору нюрнбергского Международного военного трибунала в этой тюрьме отбывали наказание приговоренные к различным срокам заключения семь бывших руководителей Третьего рейха.
И тогда Алексей Степанов не только видел, но и общался с последним узником Шпандау — заключенным №7 Рудольфом Гессом. Бывший заместитель Гитлера по партии Рудольф Гесс известен тем, что таинственно в одиночку вылетел из Германии в Великобританию 10 мая 1941 – незадолго до нападения Германии на Советский Союз – с целью убедить британцев заключить мир с нацистской Германией. «Миссия Гесса» не удалась, и до конца войны он находился в плену у англичан. Позже Рудольф Гесс был приговорен к пожизненному тюремному заключению и покончил жизнь самоубийством в саду тюрьмы Шпандау 17 августа 1987 года. До конца жизни Гесс хранил верность Гитлеру и его идеям, поэтому превратился в кумира неонацистов.
Во время встречи создатели и актёры спектакля продемонстрировали недюжинную начитанность и знание исторического материала, поэтому их интересовали впечатления очевидца как событий внутри тюрьмы Шпандау, так и в Германии — процесс денацификации страны, например. Юрий Грымов поинтересовался у Алексея Борисовича: «Похож ли на оригинал актёр, которого выбрали в театре на роль Рудольфа Гесса?» В целом похож, признался Степанов. Сам Юрий Анпилогов (Гесс) спросил у Степанова, улыбался ли Гесс в процессе общения. «Мне точно не улыбался, — ответил Степанов. – Он вообще мало разговаривал, а меня в упор не видел, даже отвечал через мою голову старшим офицерам. Кто он такой? Чего он хочет? Гесс ни в чём не отступил от своих убеждений, не раскаивался. А мне он запомнился как глубокий старик с мохнатыми бровями, ищущий любой повод высказать своё недовольство, предъявить претензии. Например, почему советские солдаты охраны едят вишни с деревьев в тюремном саду. Это ведь моя вишня!»
Естественно, актёры поинтересовались, как немощный 93-х летний старик под охраной четырёх стран-победительниц ухитрился повеситься? «Не могу этого объяснить, — ответил Степанов, это произошло не в нашу смену. Да, есть мнение, что ему помогли. Наверное, опасались, что он может заговорить».
И это далеко не самое таинственное во всей истории с узниками тюрьмы Шпандау. Впрочем, в подготовке спектакля в театре «Модерн» тоже больше вопросов, чем ответов. Опубликованного текста пьесы «Цветы нам не нужны» в открытом доступе нет. Автором пьесы названа актриса театра Надежда Селиванова. Зрителям она наверняка запомнилась как яркая исполнительница роли Кассандры в спектакле «Леонардо».
Несмотря на отсутствие литературного материала, к спектаклю Юрия Грымова лучше всё-таки готовиться: «посёрфить» в интернете, почитать книги. В этом может помочь опубликованный на сайте театра список ролей и исполнителей спектакля «Цветы нам не нужны». Список ролей большей частью совпадает со списком приговора нюрнбергского Международного военного трибунала и заключённых тюрьмы Шпандау.
Кроме уже упомянутого заключённого №7 Рудольфа Гесса в него входят ещё шесть. Заключенный №1 — Бальдур фон Ширах, бывший руководитель фашистского молодежного движения «Гитлерюгенд» и гауляйтер Вены; приговорен к 20 годам тюремного заключения, освобожден из тюрьмы по истечении срока заключения 1 октября 1966 года.
Заключенный №2 — Карл Дениц, бывший командующий подводным флотом, главнокомандующий военно-морским флотом Германии, с 1 мая 1945 года преемник Гитлера; приговорен к 10 годам тюремного заключения, освобожден из Шпандау по истечении срока заключения 1 октября 1956 года.
Заключенный №3 — Константин фон Нейрат, бывший министр иностранных дел Германии, имперский протектор Богемии и Моравии; приговорен к 15 годам тюремного заключения, освобожден по состоянию здоровья в 1954 году.
Заключенный №4 — Эрих Редер, бывший главнокомандующий военно-морским флотом Германии, адмирал-инспектор военно-морского флота; приговорен к пожизненному тюремному заключению, освобожден из тюрьмы по состоянию здоровья в 1955 году.
Заключенный №5 — Альберт Шпеер, бывший личный архитектор Гитлера, министр вооружения и военной промышленности Германии; приговорен к 20 годам тюремного заключения, освобожден из Шпандау по истечении срока заключения 1 октября 1966 года.
Заключенный №6 — Вальтер Функ, бывший советник Гитлера по экономическим вопросам, министр экономики, генеральный уполномоченный по военной экономике Германии; приговорен к пожизненному тюремному заключению, освобожден по состоянию здоровья в 1957 году.
Могу сказать только, что режиссёр-постановщик спектакля Юрий Грымов тайно готовит «бомбу», которая взорвётся 21 апреля – в день премьеры. (Даже дата премьеры вызывает мистические вопросы). Послушать как эта «бомба» тикает могут фанаты театра 8 апреля на единственной открытой репетиции спектакля.
Что «Вести Москвы» писали ранее о театре «Модерн» здесь.
Текст и фото: Сергей Щенников