27 октября на сцене музея-театра «Булгаковский Дом» зрителям представят премьеру спектакля «Пассаж в Пассаже», поставленного по сатирическим произведениям Федора Михайловича Достоевского. Второй показ назначен на 5 ноября.
За основу спектакля взята повесть «Крокодил, или Пассаж в Пассаже». По сюжету в петербургском Пассаже чиновника проглотил крокодил, но он выжил. Друг и жена пытаются спасти Ивана Матвеевича, но тут выясняется, что рептилия – частная собственность и хозяин отказывается терять свой источник дохода, вспоров ему живот…
Режиссером спектакля выступил театральный актер и режиссер Артем Бибилюров, художественный руководитель Первой экспериментальной молодежной Вахтанговской студии «Турандот», режиссер Московского драматического театра на Перовской. Артем Бибилюров новаторски использует синтез музыки Альфреда Шнитке и произведений современных композиторов, а также уникальные пластические и световые решения. Художник – постановщик спектакля — Лариса Наголова, заслуженный художник России.
«Мы всегда с радостью предоставляем нашу площадку для реализации современных постановок. С режиссером Артемом Бибилюровым мы давно сотрудничаем. Он обладает удивительным талантом находить острые темы сегодняшнего дня в произведениях классиков и представляет современному зрителю актуальное решение социальных и личных вопросов», — рассказала Наталья Склярова, исполнительный директор музея-театра «Булгаковский Дом».
Существуют различные трактовки этой фантастической сатиры, опубликованной в 1865 году. Считается, что переживший приговор к лишению всех прав состояния и «смертной казни расстрелянием», публичную казнь и каторгу Фёдор Михайлович Достоевский едко пародировал Николая Гавриловича Чернышевского, невольно сравнивая себя с ним и вступал с ним в заочную полемику. Повод был очевиден: приговор Достоевскому был объявлен в ноябре 1849 года, а полная амнистия и разрешение публиковаться было объявлено только в апреле 1857 года. И только в 1859 году была опубликована повесть-водевиль (!) Достоевского «Дядюшкин сон». «Я написал её тогда в Сибири, в первый раз после каторги единственно с целью опять начать литературное поприще, и ужасно опасаясь цензуры (как к бывшему ссыльному). А потому невольно написал вещичку голубиного незлобия и замечательной невинности», — писал тогда Достоевский.
А в июле 1862 года был арестован Чернышевский и помещён в камеру-одиночку Петропавловской крепости. И вот там, за 678 суток ареста, Чернышевский мало того что написал свой знаменитый революционный роман «Что делать?», так в 1863-м легально опубликовал его в журнале «Современник». Эти события, надо полагать, и побудили Достоевского использовать сюжет с крокодилом, который попался ему на глаза в газетной заметке. Мол, «в Пассаже какой-то немец показывал за деньги крокодила». Проглоченный крокодилом чиновник не только остаётся жив, но и начинает из крокодильего брюха «поучать праздную толпу». Чем не камера-одиночка?
Впрочем, каждый читатель и зритель волен трактовать «Крокодил, или Пассаж в Пассаже» по-своему.
Что «Вести Москвы» писали ранее о Музее-театре «Булгаковский дом» и спектаклях по Достоевскому :
Чудовищная история доктора Преображенского
Дядюшкин сон: вещичка голубиного незлобия и замечательной невинности