Триумфально завершились гастроли Красноярского театра оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского в Большом театре.
Красноярцы открыли гастроли оперой Вольфганга Амадея Моцарта «Дон Жуан, или Наказанный распутник» на Исторической сцене Большого театра, продолжили балетом Цезаря Пуни «Катарина, или Дочь разбойника» и завершили оперой Лео Делиба «Лакме» на Новой сцене. Все три спектакля — новинки нынешнего театрального сезона, при этом опера «Лакме» режиссера-постановщика Сергея Новикова — самая «свежая» премьера. Впервые опера была представлена на красноярской сцене в марте 2022 года.
Красноярский театр впервые представляет свои спектакли на сценах главного театра России, и эти выступления выглядят внушительно во всех смыслах. В гастролях приняло участие более 300 человек, на 9 фурах в Москву из Красноярска привезли доставили 35 тонн декораций и около 500 костюмов. Все три постановки можно назвать монументальными не только по весу декораций и количеству участников, но и по затраченным при их подготовке усилиям. Художественный руководитель Фестиваля Хворостовского Антон Левахин при создании «Дон Жуана» собрал впечатляющую международную постановочную команду, в которую вошли дирижер Петер Феранец (Словакия), режиссер Михаэль Штурмингер (Австрия), сценографы и художники по костюмам РенатеМартин (Германия) и Андреас Донхаузер (Австрия), художник по свету Эй Джей Вейссбард (США), художник Ахсар Муриев (Россия), педагог-концертмейстер Кристиан Кох (Австрия) и режиссер-ассистент Ирина Лычагина (Россия).
Балет «Катарина, или Дочь разбойника» был забыт более чем на сто, потому что была утеряна его хореографическая партитура. Хореографы Сергей Бобров и Юлиана Малхасянц собрали команду профессионалов-единомышленников, чтобы возвратить балет из несправедливого забвения. Постановщики изучали эскизы костюмов и декораций из фондов Санкт-Петербургского государственного музея театральной и музыкальной культуры. Реконструкцию оркестровой партитуры на основе сохранившихся партий и клавиров композиторапо заказу театра осуществил Петр Поспелов.
«Лакме» – популярная во Франции, но редко идущая в России опера. Впрочем, в Англии эта опера практически находится под запретом, поскольку рассказывает о, мягко говоря, неприглядной для Британской империи странице её истории колонизации Индии. В Красноярском театре оперы и балета перенесли события в наше время, несколько смягчили конфликт, сведя его к противостоянию духовных ценностей Индии и западаной цивилизации — агрессивной и меркантильной. О позорной и кровавой странице британской колонизации Востока напоминает лишь картина Василия Верещагина «Казнь из пушек в Британской Индии», вплетённая в осовремененный сюжет. Красноярский театр подарил москвичам возможность познакомиться с оперой целиком, а не только с фрагментами, среди котороых мировые хиты «Ария с колокольчиками» и «Дуэт цветов».
Гастроли прошли с аншлагом, все билеты на спектакли были распроданы задолго до приезда труппы. Когда на пресс-конференции в Большом театре журналисты посетовали на невозможность достать билеты, Светлана Гузий, директор Красноярского государственного театра оперы и балета им. Д.А. Хворостовского, пошутила, что такой интерес театральной публики — это повод приехать в Красноярск. Что ж, такой посыл имеет смысл, ведь «театральный туризизм» между двумя культурными столицами — Москвой и Санкт-Петербургом» давно стал реальностью. Нынешними гастролями Красноярский театр оперы и балета ещё подтвердили заявку Красноярска на титул «сибирской культурной столицы». А ведь есть ещё Красноярский музыкальный театр и Красноярская краевая филармония. И здесь проводится Фестиваль Дмитрия Хворостовского, в рамках которого была впервые представлена опера «Дон Жуан» на сцене Красноярского театра оперы и балета имени Хворостовского. Здесь в свое время дебютировал один из лучших баритонов современности.
Что «Вести Москвы» писали о Красноярском театре оперы и балета имени Дмитрия Хворостовского: