В Музее-театре «Булгаковский дом» впервые представили постановку Сергея Алдонина «Собачье сердце. Чудовищная история» по произведению Михаила Булгакова. Его фантастическая повесть «Собачье сердце» была запрещена через три месяца после выхода в свет в 1925 году. Только в 1987 году она была опубликована в журнале «Знамя», а в 1988 году на её основе режиссёром Владимиром Бортко был снят черно-белый фильм, который после выхода на Центральном телевидении стал культовым и привлёк внимание широкой публики к тексту Булгакова, который до этого распространялся только благодаря «самиздату».
Нынешняя постановка родилась в музее-театре «Булгаковский Дом» в рамках фестиваля-лаборатории «Новое Прочтение. Классика на все времена» при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. Текст Булгакова можно читать и как остросоциальный памфлет, и как антиутопию, жанр которой развивали английские писатели Герберт Уэллс, Олдос Хаксли, Джодж Оруэлл и другие. Олдос Хаксли вообще превратил процедуры омоложения людей в индустрию. Схожий с булгаковским сюжет можно найти у Герберта Уэллса в его романе «Остров доктора Моро», где профессор-маньяк в своей лаборатории на необитаемом острове создаёт хирургическим путем скрещивает людей и животных. Режиссёр Сергей Алдонин, как художественный руководитель Музея-театра Булгаковский Дом, имеет возможность изучить самые разные варианты осмысления творчества писателя, а вольно трактуемый жанр «спектакль-читка» даёт свободу в подходе к их изложению.
Здесь обязательно нужно отметить потрясающую работу народного артиста РФ Владимира Стеклова, которая далеко выходит за рамки режиссёрской читки. Великолепный, один из лучших в Москве хореографов Артур Ощепков сумел в пластических номерах передать и «ветер перемен» той тяжелой эпохи, и абсурдность происходящего из лучших побуждений, но ведущего к чудовищным последствиям. Он смешал и «пролетарские зарисовки», и ужасы работы хирургов-вивисекторов в духе Герберта Уэллса, и сон собаки в мечтах об идеальной жизни. Впрочем, все приходящие к доктору Преображенскому обращаются к нему с мечтой о счастье и идеальной жизни, но все, включая и самого доктора Преображенского, в конечном итоге понимают, что всякое насильственное вмешательство в то, что создано природой и самим человеком, чревато большими неприятностями и непредсказуемыми последствиями.
Спектакль получился целостный, законченный. Несмотря на новаторский подход, создатели очень бережно отнеслись к исходному тексту и замыслам писателя. Остается только надеяться, что спектакль останется в репертуаре Булгаковского дома, и у поклонников творчества писателя будет возможность ознакомиться с ещё одним ярким прочтением культового романа Михаила Булгакова. Режиссёру Сергею Алдонину удалось собрать в этом спектакле людей не только профессиональных, но и искренне влюблённых в Булгакова.
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали о театральных постановках по творчеству Михаила Булгакова:
Кабала святош: про стыд, инцест и партком
Театр «Сфера» ставит «Кабалу святош» Булгакова
Бенефис Дмитрия Ячевского в «Сфере»
Выморочный мир врача-морфиниста
«Мёртвые души» Николая Гоголя и Михаила Булгакова на сцене Малого театра