В театре «Модерн» состоялась яркая премьера спектакля «МАсквичи» в постановке его художественного руководителя Юрия Грымова.
Взяв за основу пьесу Екатерины Брезгуновой о конфликте трех поколений, Грымов сумел снова удивить своих зрителей необычным взглядом на русского человека. Название спектакля театра «Модерн» здесь несколько условно, потому что речь идёт не обязательно о жителях столицы, которых обитатели «замкадья» называют «ма-асквичами». Это как некое клеймо, от которого нельзя избавиться, по которому тебя всё равно опознают, как бы ты ни маскировался, как бы далеко ты ни уехал. В более широком смысле это своего рода «бремя русского человека». Главные герои этой современной комедии уехали за океан, выучили английский язык, нашли работу, обзавелись личной жизнью, коллегами и друзьями, стали полноценными жителями заокеанской столицы, оставив своё советское прошлое позади. В окнах их нынешнего жилища видны небоскрёбы ночного Нью-Йорка. И всё, казалось бы, хорошо, пока к ним в гости не приезжают их родители из России. «Ух-ты, — говорят они, — а ваши окна прямо как фотообои в нашей квартире!»
«Я большой поклонник таких социальных комедий, как работы Георгия Данелии, и я долго искал похожий материал, — признаётся Юрий Грымов на встрече со зрителями после премьерного. — Самое важное в таком спектакле, на мой взгляд, заключается в том, что я знаю этих героев. Здесь, в «Масквичах», я их знаю, и уверен, что узнаете их и вы. Это трогательная история о трех поколениях одной семьи, поиске взаимопонимания. Многие наши зрители родились в СССР, я и сам родом оттуда. Такой страны больше нет. Но сегодня на каждом шагу мы сталкиваемся с тем, как по-разному видят мир молодежь и люди старшего поколения. Это яркая история обо всех нас. Я бы назвал это конфликтом поколений. Там затрагивается тема любви и отношений. Три поколения встречаются на чужбине, в Америке. Это бабушка и дедушка, их дети и внуки. Причем дедушка и бабушка родились в СССР, так же как и я. А этой страны уже нет, туда нельзя вернуться. Есть среднее поколение. И есть внук, который родился уже в Америке, это уже совсем другой человек. В спектакле показаны курьезные случаи взаимоотношений, смешные ситуации, которые происходят с семьей, есть их диалоги, размышления. И очень много комичного. Но самое главное, что это очень живая история».
Комедия бесспорно удалась: смешная до коликов и берущая за душу до слёз. Могу только сказать, что мне она напомнила не «лирические» работы Георгия Данелии, а скорее трагикомедию «Родня» Никиты Михалкова по сценарию Виктора Мережко. Поэтому лучше вообще не сравнивать, а смотреть как работу Грымова. Сам режиссёр щедро рассыпал по спектаклю «пасхалки», отсылающие зрителя к другим его постановкам, из которых самые узнаваемые и смешные — персонажи из его спектакля «Затеряный мир». Отсылки к миру Чехова считываются уже сложнее, но зато делают квест ещё более увлекательным, приходится искать ассоциации, угадывать культурологические коды, вспоминать о загадочной русской душе. Как говорится в русской пословице, «чужая душа — потёмки», а если ещё и в своей бродишь впотьмах…
Текст и фото: Сергей Щенников