Режиссер Иосиф Райхельгауз представил премьерный спектакль «Ангелы вышли покурить». Эту пьесу для «Школы современной пьесы» написал Олег Маслов, который полюбился зрителям театра своим «Бешеным хворостом».
Пьеса построена как классический кино сценарий: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Завязка — это событие, после которого зритель окончательно заинтригован и решает, что он точно будет смотреть этот фильм или спектакль. Ради шокирующей завязки Иосиф Райхельгауз разрешил актёрам крушить свой театр: буквально, вдребезги, в щепки топором рубить сцену! И после такой завязки действие развивается стремительно, двухчасовой спектакль — без антракта — пролетает на одном дыхании.
В подполе своего деревенского дома атеист находит святую чудотворную икону, которую искали много лет! И эта находка меняет жизнь его семьи, близлежащего монастыря, заложенного когда-то вокруг этой иконы, сотен людей, поверивших в чудо, и священнослужителей самого разного ранга… Здесь нет чёрного и белого, окончательно решённого. Здесь человек верующий — это не обязательно человек, нашедший некий абсолют и успокоившийся. А атеист — это не отрицающий всё, а пытающийся найти свои ответы человек.
«В спектакле «Ангелы вышли покурить» мы говорим о вере современным театральным языком, — рассказал Иосиф Райхельгауз. – Это одновременно деликатная тема и довольно опасный прием — как для верующих, чьи чувства мы совершенно не хотим задеть, так и для атеистов, которые на самом деле находятся в бесконечном поиске истины и вселенского закона. Существует ли чудо или все объяснимо с материалистической точки зрения? Зависит ли жизнь человека всецело от его воли или все в руках Божьих? В «Ангелах» мы задаем эти вопросы и пытаемся дать ответы… »
В спектакле потрясающе играют Александр Галибин, Олег Царев, Иван Мамонов, Ирина Линдт и Джульетта Геринг, Татьяна Циренина, Мария Раевская, Екатерина Лисицына. Подбор актёров, кастинг, на мой взгляд, безупречен. При этом сами актёры входят в роли абсолютно монолитно, без зазоров. Как когда-то сказал поэт: «как входит в резиновую перчатку красный мужской кулак». У меня так редко случается, особенно когда я вижу актёров с длинным шлейфом ярких кино и театральных и ролей. И если Ирину Линдт в роли Нины я, по крайней мере, сразу узнал, то Митрополит Агафангел как Александр Галибин раскрылся для меня много позже: «Простите, Александр Владимирович, что не узнаю вас в гриме». А тут ещё черный клобук на голове, ряса и панагия на груди! Естественным участником постановки стало духовное песнопение в исполнении мужского ансамбля духовной музыки «Скиф».
Сценография спектакля очень скупа и аскетична. Как цинично острят в таких случаях опытные режиссёры: «всё сделано из старых палок и маминой шторы». Сцена устроена между двумя поднятиями рядов стульев — правой и левой сторонами. Никаких занавесов или громоздкого реквизита — в ход идут выломанные из пола сцены доски, свободные от зрителей стулья, кроватью служит подоконник, красный шкаф пожарного гидранта превращается в домашний мини-бар. Реальный, отнюдь не бутафорский топор используется и для того, чтобы в щепки изрубить доски сцены и чтобы заколотить им гвозди в выломанные доски. Крохотная сцена по необходимости прирастает проходами между рядами стульев, служебными помещениями, дверями и фойе. Дополнительный объём жизненного пространства создают экраны в оконной раме, на которые проецируют не только изображение близлежащего храма, но и подходящих к окну «с улицы» актёров, которые потом «волшебным образом» оказываются в зале. Сами актёры сидят на тех же стульях, что и зрители, ожидая момента своего «включения в действие». Или в нужный момент отключаются — буквально, словно у них отключили батарейку — и усаживаются на освободившийся стул. Тоже можно сказать и про театральных видеографов, звукорежиссёров, художников по свету — они есть только когда нужны их службы. Художницей по костюмам пригласили востребованную во многих театрах Викторию Севрюкову, которая выполнила свою работу очень деликатно, но весьма убедительно.
Постановка однозначно удалась: актуально, смело, дерзко, свежо и одновременно тактично! Спектакль получился обязательным к просмотру, как говорят — «must see». Посмотри сам и посоветуй товарищу, чтобы было что вместе обсудить. Я уже рекомендовал спектакль всем своим знакомым театралам, чтобы потом поделиться впечатлениями. Их, надо сказать, несколько напрягла цена билетов первых рядов, где актёры сидят бок о бок с публикой, но потом цена снижается до вполне демократичных значений, а видно там даже лучше из-за крутого подъёма примерно с третьего-четвёртого ряда.
Не берусь пересказывать сюжет и перипетии — «спойлерить», чтобы не испортить восприятие. Могу только сказать, что сюжет закручен «по-киношному» круто, модерново со всеми необходимыми поворотными пунктами, и одновременно по законам классической драмы: интерес, симпатия, эмпатия и катарсис. Именно катарсис в его античном понимании, как очищение души.
Текст и фото: Сергей Щенников
Что «Вести Москвы» писали ранее о Театре «Школа современной пьесы»:
Чертова дюжина оказалась недюжинной
«На Трубе» ставят «Отщепенцев», чтобы понять события «На Пушке»
В Школе современной пьесы ставят премьеру
Сезон окончен, да здравствует сезон!
Гвоздь сезона вручат в Театральном центре На Страстном
Он идёт от Занзибара, он идёт к Килиманджаро
«Московский Комсомолец» раздал тарелки императорского фарфора