Не полюбить актёра Бориса Рывкина просто не возможно. Его любит вся моя большая семья. Старшая дочь и старший внук знают весь его театральный репертуар в Театриуме на Серпуховке, но особо зауважали его после просмотра культового спектакля Театриума на Серпуховке — «Переходный возраст». Они считают, что именно этот предельно честный и откровенный спектакль спас их отношения матери и взрослеющего ребёнка: после совместного просмотра они смогли наконец спокойно обсуждать проблемы подросткового возраста. Забавный эпизод произошёл, когда в Театриум вслед за старшим пошли младшие внуки и пересмотрели там всё. Музыкальный спектакль «Букашки. Фантазия!» был одним из последних, поэтому они попытались перенести на него свой предыдущий зрительский опыт. Например, увидев Бориса Рывкина в роли одного из жучков, младший Иван безапелляционно заявил: «Этот жучок у них главный! Потому что дядя Боря всегда — царь!» Во всех спектаклях Театриума в амплуа царей заслуженный артист РФ Борис Рывкин был неотразим, хорош он был и как исполнитель в спектаклях «Переходный возраст», «Букашки» и «Девочка, которая умела летать», где щедро делился с юными зрителями своими драматическими и вокально-музыкальными талантами.
Но для меня лично настоящим открытием стал мюзикл «Чайка» в Театре Луны. В школьные годы эта пьеса Чехова чуть не отвратила меня от литературы. Все эти дурацкие сочинения с характеристиками литературных героев и «мироощущением человека «рубежного» времени»… Это всё казалось мне невыполнимым — понять и сформулировать кредо героя на паре страничек в школьную линеечку. Кто прошёл эти муки адовы в школьное время, тот меня поймёт.
И вдруг на премьере мюзикла я понял, что эти чеховские «пять пудов любви» не только возможно переложить на бумагу, но и пропеть. Я с восторгом слушал песню Маши «Нет надежд», арию Кости Треплева «Любит ли мать…», арию Ирины Аркадиной «Золотое правило», арию Нины Заречной «Голуби, орлы…», романс сельского учителя Семена Медведенко «Двадцать три рубля», дуэт Нины и Тригорина, романс доктора Дорна, дуэт «Горькое признание» Аркадиной и Тригорина, арию Кости «Письма Нины», прощальный квартет Нины, Кости, Аркадиной и Тригорина. Настоящим потрясением стал финальный хор «Только любовь», который пели все — зрители и исполнители, включая балетную группу и постановочную часть. Ещё больший шок я испытал когда узнал, что автором всего этого великолепия был… «вечный царь» Борис Рывкин!
«Да-а, это что… Вот вы на наш концерт приходите,» — скромно отозвался Рывкин на мои восторженные признания. Собственно так я узнал о существовании поэта, композитора, певца и лидера групп «Стена», «Рывкин & Мачуленко» и «Шнипельсон и Потамушт» — Бориса Рывкина. Прошли годы…
Встреча с фронтменом Борисом Рывкиным состоялась недавно в подвале знаменитого клуба «Петрович». Оказалось, что в квинтете «Шнипельсон и Потамушт» я уже знал двух человек. Кроме самого Рывкина там выступала солистка Анна Прокопьева, ранее известная мне как очаровательная Божья коровка, игравшая вместе с «царём жучков» в «Букашках» в Театриуме на Серпуховке. С остальными я познакомился на концерте в «Петровиче».
Там же я узнал историю музыкального проекта «Шнипельсон и Потамушт». Культовая в узких кругах группа «Стена» зародилась в давние времена в латвийском городке Лиепая, потом перебралась в Москву. Уже в Москве поэт, гитарист и певец Борис Рывкин, лидер группы «Стена» пригласил московского гитариста Анатолия Мачуленко сыграть вместе то, что не помещалось в рамки «Стены». Через несколько концертов к мужскому вокалу Бориса Рывкина добавилось сопрано Анны Прокопьевой. Инструментальный состав тоже стал быстро расширяться: гитары дополнились клавишами Юрия Смолякова, звучавшего ранее в группе «Воскресенье» и других проектах. За барабанами появился молодой Ярослав Байков.
Сейчас «Шнипельсон и Потамушт» — это открытый проект. При мне музыканты пригласили с собой на сцену гостевой саксофон Алексея Геращенко. А Анна Прокопенко представила свой собственный дуэт «Тайм 2 Бэнд», для своих именуемый «Аня+Вадик». Сам Борис Рывкин тоже был не одинок — он приглашал на сцену своих «альтер эго», среди которых были уже известный Илья Остапыч Шнипельсон, Потамушт, какие-то прибалтийские и московские бродяги, нашедшие или потерявшие свою любовь и многие другие. Все эти «альтер эги» Рывкина проявляли себя в песнях и стихах, которые звучали со сцены.
Анатолий Мачуленко охотно поддерживал джем-сешн со всеми этими «множественными личностями», играл дуэтом с саксофонистом или выступал соло. Кроме своих собственных стихов и песен, группа исполняла роскошную «нетленку» Стинга, Эрика Клэптона, Норы Джонс. А также много чего другого, чему даже сами не могли найти чёткого определения. Один говорил, что это «акустический R&B» или «блюз-рок», другой поправлял, что это — «недоблюз» или «мимо-рок». Меня Анатолий Мачуленко окончательно покорил, когда объяснил зрителям, порывавшимся хлопать обеими ладонями в такт понравившимся композициям, как надо правильно отбивать ритм. Оказалось, что этот приём называется «снэпинг» — пощелкивание двумя пальцами одной руки. Тогда ничто не помешает держать свободной рукой кружку пива или обнимать подругу. И наслаждаться хорошей музыкой…
Подростковый возраст: трудности перехода
Напустили дыму перед премьерой
Премьера спектакля «Тень» в Театриуме на Серпуховке
Текст и фото: Сергей Щенников