Режиссер Гульнара Галавинская порадовала зрителей Театра на Перовской премьерой комедии Уильяма Шекспира «Сон в летнюю ночь».
В творчестве Шекспира-драматурга эта пьеса-фантазия стоит особняком. На мой взгляд, она больше похожа на сценарий громоздкого корпоративного праздника, в который входит пышная свадебная церемония заказчика, включающая в себя целых три свадьбы, мальчишник с девичником и иммерсивную игру-бродилку в сказочном лесу, жесткую разборку в семейке сказочных эльфов (что за за свадьба без хорошего семейного скандала?), а также концерт самодеятельности приглашённых на корпоратив гостей. Такая костюмированная вечеринка елизаветинской эпохи.
В силу громоздкости и запутанности сюжета постановщики часто выбирают одну-две линии из большого шекспировского меню. Но Гульнара Галавинская не стала искать легких путей и за два с половиной часа без антракта пересказала всё. Хотя, на мой взгляд, шекспировская интермедия — «Прежалостная комедия и весьма жестокая кончина Пирама и Фисбы» — вполне может стать отдельным спектаклем.
Время пролетело незаметно, благодаря разнообразным персонажам, необычным костюмам, вокальным номерам, живой музыке, изысканной современной хореографии и активной «движухе», которой не мешали декорации. Практически все конструкции собирались актёрами прямо на пустой сцене из скамеек. И всё это происходило в полумраке сказочной атмосферы с вымышленными существами – духами леса, которые оказывались виновниками всех хитросплетений человеческих судеб.
В переложении Галавинской получился спектакль, который продолжает тему превратностей любви из её предыдущего спектакля по чеховской «Чайке» -
«Рассказы Константина Треплева». Здесь — «пять пудов любви», все влюблены, но не друг в друга. В шекспировском «Сне» волшебные эльфы с приворотно-отворотным зельем вмешиваются в и без того запутанные людские любовные отношения. Бедная Гермия по прихоти людских законов должна отказаться от любви к любимому и выйти замуж за нелюбимого, или погибнуть, или уйти в монастырь. Да, в нашем человеческом мире всё, что касается любви, так запутано, что кажется сложнее некуда. Но, когда вмешивается ещё и сказочный мир, начинается настоящая чехарда. Елена, Гермия, Лизандр и Деметрий по прихоти эльфов то любят, то не любят друг друга, то хаотически меняются партнёрами. Мелькающие из-под белых афинских туник карикатурные труселя с красными сердечками добавляют веселья к этой амурной суматохе.
В качестве музыкального сопровождения продвинутые (или просто заглянувшие в поисковик) зрители ожидали что-нибудь из знаменитого немецкого композитора Феликса Мендельсона, который написал для шекспировского «Сна в летнюю ночь» музыкальное сопровождение из 11 сочинений. Самым известным из них стал «Свадебный марш Мендельсона». (А вот входящий сюда же «Похоронный марш» Мендельсона уступил пальму первенства по всемирной известности одноименному маршу польского композитора Фредерика Шопена). Также довольно часто исполняют и «Бергамасский танец» Мендельсона из его «Сна в летнюю ночь». Сам танец называют «бергамаска» — производное от города Бергамо на севере Италии, где он изначально появился, а затем завоевал популярность во всём мире, включая Англию.
Так вот, ничего из классического Мендельсона в постановке на Перовской не было. Хотя сам «Бергамасский танец» таки был — потрясающий танец, фантастически энергичный, очень мужской. Как прокомментировал рядом сидевший зритель: «Круто! Но не Мендельсон…» Согласен, не Мендельсон, но, на мой взгляд, даже круче Мендельсона. За постановки танцев на Перовской взялся хореограф-постановщик
Артур Ощепков — пожалуй, лучший театральный хореограф Москвы. Мне, например, удалось посмотреть практически все его яркие запоминающиеся работы в Театриуме на Серпуховке. Из того, что я видел, могу вспомнить его работы в Театре Романа Виктюка («Сергей и Айседора», «Мастер и Маргарита») и Театре Луны («Орфей и Эвридика»). Но это далеко не полный перечень. Очень рекомендую искушенным театралам составить список и походить на спектакли не на режиссёра, а на хореографа. Ощепков вас не разочарует…
Были и другие сюрпризы. Например, аранжировка популярной советской песни Юрия Энтина и Евгения Крылатова «Лесной олень». Здесь её перепели на английском, как зарубежный шлягер, но с первых же аккордов стало по-домашнему тепло на душе. А романтичный смысл истории о сказочном олене из далекой волшебной страны, который путешествует по огромному мегаполису, органично лёг в шекспировское повествование о сказочном мире, который переплетается с миром человеческим.
Из
«находок режиссёра» мне понравился большой круглый ковёр, который превратился в королевскую мантию. Для усиления фантасмагорического эффекта Тезей/Оберон носился по сцене на «электрической колеснице» — сегвее. С помощью больших осколков зеркал органично удалось передать двойственность и призрачность героев пьесы. Интересным решением была и дверь-портал в центре сцены, через которую просачивались, «телепортировались» герои. И, конечно, скамейки — во что они только не превращались! Бедная Елена (Юлия Малинина) даже карабкалась по ним едва ли не под потолок ради неразделённой любви. А деревянный ослик, который весьма оживил происходящее на сцене! Титания (Наталья Васина) превратила его в один из снарядов в спортивной гимнастике, известный нам по урокам физкультуры в школе — «козёл гимнастический». Получилась забавная аллегория с игрой слов: Любовь зла — полюбишь и осла.
«Сон в летнюю ночь» — густонаселенный спектакль, который позволил режиссёру с лучшей стороны показать всю труппу театра. Порадовало, что режиссёр не стала по шекспировским традициям все женские роли отдавать актёрам-мужчинам, и зрителям в лучшем свете были представлены замечательные актрисы театра. Все актёры были чудо как хороши, органичны в фантастических обстоятельствах: пели, танцевали, перевоплощались. Олег Жуков, например, потрясающе смешно сыграл «роль в роли», изобразив Стену при помощи старой лыжи и куска обоев с рисунком кирпичной кладки. Меня лично порадовал появившийся на сцене
Артур Походня, который ранее был одним из моих любимчиков в Театре Луны. Перечислять можно долго, но лучше посмотреть спектакль, где у каждого зрителя найдутся свои «любимчики» и возникнут свои ассоциации…
Тезей – герцог Афинский, Оберон – Владимир Витан
Ипполита, Титания – Наталья Васина
Гермия, Фея – Лариса Капустина
Елена – Юлия Малинина
Лизандр – Артур Походня
Деметрий – Артем Крестников
Филострат, Пэк – Михаил Малинин
Эгей – отец Гермии – Олег Жуков
Ремесленники:
Пигва, плотник – Павел Ремнев
Основа, ткач – Ярослав Маланин
Миляга, столяр – з.а. РФ Константин Никифоров
Дудка, починщик – Григорий Шариков/ Ярослав Маланин
Заморыш, портной – Артур Мартиросов
Рыло, стена – Олег Жуков
Музыканты – Вадим Ганкин, Наталья Шаповалова
Духи леса – Артур Походня, Артем Крестников, Лариса Капустина, Юлия Малинина, Вадим Ганкин, Наталья Шаповалова
Создатели спектакля: Режиссер-постановщик, сценография — Гульнара Галавинская
Хореограф-постановщик — Артур Ощепков
Художник по костюмам — Андрей Щаев
Художник по свету — Константин Рожков
Текст и фото: Сергей Щенников
Ранее «Вести Москвы» о постановках Гульнары Галавинской:
Миры Гульнары Галавинской
«Дориан Грей»: сэр Оскар Уайльд остался доволен
Портрет в интерьере юбилея и дня рождения
Гульнара Галавинская: театр – это зрелище
Гульнара Галавинская закрыла сезон «Орфеем и Эвридикой»
Костя Треплев застрелится на Перовской?