В феврале на сцене «Зимний сад» театра «Школа современной пьесы» состоялась премьера «Отщепенцы» режиссёра Галины Зальцман по одноимённой пьесе Александры Фоминой.
Путь «Отщепенцев» на сцену сложился следующим образом: пьеса Александры Фоминой стала лауреатом конкурса русскоязычной драматургии «Действующие лица», а эскиз Галины Зальцман по этому тексту победил в конкурсе «Класс молодой режиссуры» и был выбран зрителями и жюри для постановки в новом сезоне в «Школе современной пьесы».
По сюжету спектакля трое молодых «народовольцев» заключены в Петропавловскую крепость за покушение на «царя-освободителя» — Александра II, отменившего крепостное право. «Народная воля» основным методом политической борьбы избрала террор. При освещении спектакля критики выделяют тему бунта современной молодёжи, которую проецируют на события конца 19-го века, связанные с народниками и их борьбой против самодержавия. Поскольку историческая тема молодежных протестов в настоящее время освещается в сильно облегчённом варианте блогерами и социальными медиа, то позволю напомнить забытую уже ленинскую периодизации освободительного движения и в частности его «народовольческий» этап.
«Чествуя Герцена, мы видим ясно три поколения, три класса, действовавшие в русской революции. Сначала – дворяне и помещики, декабристы и Герцен. Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабристы разбудили Герцена. Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями «Народной воли». Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом. «Молодые штурманы будущей бури» – звал их Герцен. Но это не была еще сама буря. Буря, это – движение самих масс. Пролетариат, единственный до конца революционный класс, поднялся во главе их и впервые поднял к открытой революционной борьбе миллионы крестьян. Первый натиск бури был в 1905 году. Следующий начинает расти на наших глазах.»
Цитатату из статьи Владимира Ильича «Памяти Герцена» привожу здесь поскольку о «народовольцах» он знал не понаслышке. Его старший брат Александр Ульянов вступил в народовольческую организацию, был арестован при подготовке покушения уже на следующего императора — Александра III, а затем казнён на виселице, оставив вдову-мать с пятью осиротевшими братьями и сёстрами.
Сам вождь мирового пролетариата даже появляется на сцене подростком с октябрятской звёздочкой. Каждому школьнику — октябрёнку — пионеру был известен стих Агнии Барто «Когда был Ленин маленький, с кудрявой головой, он тоже бегал в валенках по горке ледяной». Этот стишок обрастал ёрническим детским, а затем и панковским фольклором. Очевидно, что на это и намекает появляющаяся на сцене фигура маленького кучерявого Ленина с указывающей направление рукой — в другую сторону от заключённых народовольцев. Типа «Мы пойдём другим путём!» На выставленной к зрителю ленинской ладони отчётливо читается слово «ж@па». А как без этого обойтись нынешнему театру?
Также для «оживляжа», привлечения и удержания внимания молодёжной аудитории в клиповой манере — как для тиктока — выведены фигуры императора Александра Второго (на носилках с оторванной ногой в руках), омоновцы с дубинками, корова с рогатым кокошником и сеном в зубах, но с утрировано оголённой женской грудью. Эта грудь воплощает мечту оторванного от жены и крестьянской жизни молодого тюремщика народовольцев, по очереди онанирующего на воображаемую грудь и заключенную революционерку. В свободное от прослушивания тюремного информационного обмена путём перестукивания. Можно надеяться, что зрители из числа протестующих против власти молодых оппозиционеров нагуглят подробности о народовольцах и других революционерах и бунтовщиках. Например, о декабристах братьях Бестужевых, которые задолго до изобретения мобильной связи и мессенджеров придумали русский тюремный телеграф. С его помощью заключенные перестукивались в тюрьмах, а сама тюремная азбука получила название «бестужевка». Сейчас обмен и получение информации налажены с помощью интернета. Для сегодняшних «рассерженных молодых людей» достаточно набрать «как получить в Европейском суде по правам человека обещанные за участие в протестном митинге 10 тысяч евро?»
Сюжет спектакля пересказывать нет смысла, надеюсь, что зрители сами увидят его оценят. Могу сказать, что посмотреть спектакль стоит. Тема разрабатывается ярко, профессионально и достаточно тактично.
Над спектаклем работала художник Катя Никитина. В постановке заняты артисты: Юрий Чернов, Арсений Ветров, Богдан Витряк, Ольга Грудяева, Ксения Шабарова, Кирилл Снегирёв и Виктория Крючкова.
Что «Вести Москвы» писали ранее о Театре «Школа современной пьесы»:
Сезон окончен, да здравствует сезон!
Гвоздь сезона вручат в Театральном центре На Страстном
Он идёт от Занзибара, он идёт к Килиманджаро
«Московский Комсомолец» раздал тарелки императорского фарфора