Скульптура швейцарского художника Урса Фишера «Большая глина № 4″ на Болотной набережной Москвы вскоре обзаведётся кампанией не менее странных соседей.
В Западном крыло бывшего Центрального дома художника на Крымском Валу, которое теперь стало Западным крылом Новой Третьяковки, открывается выставка New Elements. Кураторы выставки предложили художникам увидеть между компьютерной средой и реальностью не различия, а сходство, посмотреть на природные явления как на процесс обработки данных, а на технологические системы — как на природные явления. Тем, кого не привела в восторг скульптура «Большая глина», не стоит посещать новую выставку на Крымском валу. Все объяснения концепции выставки и её экспонатов для таких потребителей нового искусства подобного рода будут выглядеть как знаменитое «бла-бла-бла» Греты Тинтин Элеоноры Эрнман Тунберг, или просто Греты Тунберг. Из более менее понятного можно назвать биохимическую инсталляцию Poem Томаса Фойерштайна, которая захватывает некий первобытный «первичный бульон» из воздуха, выдыхаемого посетителями выставки, и перегоняет его в пригодный для питья алкоголь. В пояснениях австриец Фойерштайн ссылается на эксперимент 1950-х годов по воссозданию первых форм жизни и заявляет, что границы человеческого тела размыты и сливаются с окружающим пространством. Так и слышатся ехидные комментарии недоучившейся школьницы Греты Тунберг: «Бла-бла-бла». А вот работа аргентинца Томаса Сарасено несколько ближе «зелёным активистам». Он собрал из воздуха Мумбая мелкодисперсные частицы черного углерода размером до 2,5 микрона и использовал их для создания изображений частиц космической пыли из каталога NASA. Этот проект напоминает зрителям, что проблема космической пыли, как и проблема загрязнения воздуха, касается каждого человека на нашей планете.
А вот Memo Akten, уроженец Турции, проживающий в Великобритании, предлагает вниманию зрителей картину «За всем следят машины благодати и любви». Пожалуй, оставлю комментарии будущим зрителям.
Тех, кто относится к подобным изыскам «художников-инсталляторов» серьёзнее, организаторы приглашают посетить выставку с 18 ноября 2021 по 27 февраля 2022 года. Там представлены 12 произведений современных художников из разных стран: Мемо Актен (Великобритания — Турция), Ральф Беккер (Германия), Эрих Бергер (Финляндия), Рёити Курокава (Япония), Tуула Нярхинен (Финляндия), Анна Ридлер (Великобритания), Томас Сарасено (Аргентина), Илья Федотов-Федоров (Россия), Tомас Фойерштайн (Австрия), Tереза Шуберт (Германия), Forensic Architecture (Великобритания). Организатор проекта–Laboratoria Art&Science Foundation–первый в России некоммерческий исследовательский центр, целью которого является построение платформ междисциплинарного взаимодействия современного искусства, науки и технологий.
Приглашая на выставку её кураторы Дарья Пархоменко, Дитмар Оффенхубер поясняют: “Представление о том, что цифровая информация абстрактна и существует вне физического мира, — опасный миф. Поскольку технологии давно проникли во все аспекты нашей жизни, их материальная природа и последствия этого проникновения оказывают на нас глубокое влияние. Произведения на выставке New Elements возвращают цифровые данные в реальность и показывают, как все вокруг взаимосвязано”.