МХАТ имени Горького представил премьерный спектакль «Чудесный грузин». Новая постановка заявлена как спектакль-провокация и спектакль-исследование о молодом и амбициозном грузинском социал-демократе Иосифе Джугашвили, который позже стал «Отцом народов».
Создатели спектакля использовали модный в кино приём — флешбэк. Начав повествование с избрания Сталина Генеральным секретарем на XIII-м съезде РКП(б) в 1924 году, они переносятся в 1902 год, в Батум, куда революционер-подпольщик был отправлен партией на задание. Перед зрителем разворачивается история «чудесного грузина» — так называл молодого члена партии Владимир Ленин, который не колеблясь шел по головам, организовывал теракты, не жалея товарищей и мирных граждан.
Художественный руководитель МХАТ им. М. Горького Эдуард Бояков: Для нас, для театра, политика – опасное и грязное дело. И мы ей не занимаемся. Искусство выше политики, но именно искусство дает пищу для размышлений о политике. Мы ставим вопросы, на которые должен отвечать зритель. В данном случае задача художника – и автора пьесы Андрея Назарова, и режиссера Ренаты Сотириади, и творческой группы – провокация. И провокация эта – в исследовании психотипа Сталина. Не надо быть психологом, чтобы знать: характер человека закладывается в детстве и юности. Так как же из «чудесного грузина» — умного, способного, даже романтичного юноши — вырос дьявольски хитрый и умный политик, умеющий разыгрывать блестящие шахматные партии на мировой арене? Автор пьесы очень точно отметил, что за каждую победу, за каждую комбинацию, нужно платить. Репутацией, семьей, важнейшими сутевыми человеческими вещами.Патриархальная Грузия, в которую попадает будущий вождь, раскрывается — усилиями режиссёра Ренаты Сотириади и художника Ирины Титоренко — как фильм с постоянными переносами места действия и множеством узнаваемых исторических героев, погруженных в массовку из вымышленных персонажей, включая обезьянку Машу. Старый город, дома с балкончиками, гостеприимные грузинские застолья с грузинским многоголосьем, лезгинкой, барабанами и другими национальными инструментами. Отличная работа профессионалов — от артистов до дрессировщика животных. Сам жанр спектакля-исследования с элементами исторического детектива уже прижился на сцене МХАТ, мы уже видели премьеры «Петр и Феврония», «Мифический муж и его собака», «Лавр», «У премьер-министра мало друзей». Тогда почему же именно этот исторический спектакль столь сильно всколыхнул театральную общественность? Логично было бы предположить, что зрителей взволновало исследование неоднозначной личности Сталина и его роли в истории страны. Но всё обсуждение, по крайней мере на первый взгляд, сосредоточилось на приглашённой для исполнения роли безголосой певицы и поклонницы «чудесного грузина» блогерше Ольге Бузовой. В ходе обсуждения досталось и блогерше, и художественному руководителю, и министерству культуры… «И уж вспомнить неприлично, чем предстал театр МХАТ…» (Как пел Владимир Высоцкий в легендарной «Пародии на плохой детектив»).
Так зачем же было — временно! — вводить в спектакль скандальную участницу скандального телешоу «Дом-2″? Певицу ртом, блогершу, телеведущую, писательницу и пр. ? Смею предложить свою теорию. Но для начала вспомним известную историю о о жёлтой собачке знаменитого художника Владимира Фаворского. Он на каждой своей иллюстрации пририсовал внизу картинки собачку. Зачем? Ведь каждый раз заказчик возмущался и требовал нелепую жёлтую собачку убрать? И каждый раз художник протестовал, убеждал, что без собачки никак — это ценнейший элемент картины! Но потом сдавался и и закрашивал несчастное животное. Художника спрашивали: «Зачем, мол, ты эту собачку рисуешь?», а он отвечает: «А если бы не было собачки, так он бы к чему-нибудь еще придрался, а при таком раскладе у меня всегда иллюстрации принимают без доработок — только собачку прямо в редакции на рисунке убираю и всё». Надеюсь вы поняли. После скандальной раскрутки на всех телевизионных каналах и всякого рода СМИ, ближе к началу нового театрального сезона, на роль Бэллы Шанталь пригласят какую-нибудь грузинскую певицу или диву другой национальности, чтобы начать новый этап PR-раскрутки.
Ничего необычного, из ряда вон, театр не предложил. Приглашение медийной, спорной, скандальной персоны на период раскрутки спектакля практиковали и раньше, а в нынешний сложный пандемийный период это стало обязательным условием. Вспомним, неоднозначную певицу Лолиту Милявскую, неожиданно приглашённую артисткой на главную роль в театр «Модерн». Фарс, абсурд, пародийный перефраз, мягко говоря, на сценах академических театров классики — да всегда пожалуйста, включая сцену «чеховского» МХАТА. С помощью абсурдных цирковых номеров, балаганных приёмов театр добился главного — вовлечения зрителей в происходящее на сцене. В финале даже самые ярко выраженные «хейтеры» подключились, ответив дружным «да!» на риторический вопрос «Отца народов».
Смею надеяться, что когда скандальная пурга уляжется, зрители спектакля возьмутся за переосмысление затронутого периода истории и роли личности в истории, и превращение революционного романтика в диктатора и тирана, и процесса создания и крушения империй…