Объявлен старт нового сезона Всероссийского конкурса «Культурный след». «Культурный след» – проект, позволяющий силами местных жителей увековечивать память выдающихся людей и значимых событий прошлого, создавать новые реальные и виртуальные точки притяжения на карте страны, разрабатывать новые народные туристические маршруты.
В пилотном сезоне проекта в 2015 году приняло участие 52 региона, получено 250 предложений о создании новых арт-объектов и туристических мест. В итоге было реализовано 4 идеи: «Поэтическая Табуретка» в Мончегорске, «Морской волк» в Мурманске, «Вечная теплота» и «Полярный жираф» в Норильске. Сегодня все эти арт-объекты внесены в реестр достопримечательностей региона и стали центрами проведения фестивалей. Так Международный литературный фестиваль «Табуретка» проведён уже четыре раза, а своим названием Фестиваль обязан памятнику табуретке – символу первых выступлений в семейном кругу.
В 2018-2019 г. в проекте приняли участие жители 74 регионов (584 заявки). Было создано 5 памятников: «Спящая Мари» в Светлогорске (Калининградская область), «Лыковский шишак» в с.Лыково Владимирской области, «Оружейникам Удмуртии» в Ижевске, «Словарь Даля» в Оренбурге, «В память о Евлалии Кадминой» в Калуге.
За 6 лет существования проекта к нему присоединились практически все регионы РФ, было установлено 15 арт-объектов, многие из которых стали местными туристическими и культурными достопримечательностями. Только в 2020 году было подано более 1000 заявок из 80 регионов, новые арт-объекты появились в Брянской, Ивановской, Мурманской области, республике Коми, республике Саха (Якутия).
В 2021 году будет создано 5 новых арт-объектов, разработаны туристические народные маршруты. В рамках конкурса любой желающий может предложить идею новой достопримечательности, увековечивающей выдающихся людей и значимые события прошлого. Все заявки рассматриваются экспертным советом, состоящим из историков, краеведов, культурологов, урбанистов, архитекторов, искусствоведов. Шорт-лист из 15 лучших идей направляется на рассмотрение в региональные администрации и проводятся общественные слушания, на которых местные жители могут поддержать идею или выступить против. На основании ответа администрации города и проведенных общественных слушаний экспертный совет выбирает 5 победителей. Следующий этап проекта – конкурс художников на лучший эскиз к проектам-победителям. Победители конкурса художников воплощают проекты в жизнь. Параллельно эксперты оценивают всю массу заявок, поступивших на конкурс, потому что описание идей, предложенных местными жителями, станут основой народных туристических маршрутов.
Основатель конкурса «Культурный след» Марина Смирнова: «Практически в каждом населённом пункте страны есть культурное и историческое наследие, достойное того, чтобы его увековечить. Часто о таком наследии, выдающихся людях и значимых событиях прошлого хорошо знают только местные жители, которые и являются локомотивом нашего проекта. Итогом развития «Культурного следа» является не только появление новых культурных достопримечательностей, но и развитие внутреннего туризма, появление новых интересных туристических маршрутов и открытие новых точек на карте. На строительство каждого арт-объекта благодаря Фонду президентских грантов мы выделяем бюджет около 500 тысяч рублей, в некоторых случаях объем финансирования может быть увеличен».
Создание таких проектов — это часть относительно нового для России, но уже популярного в мире явления, именуемого «брендингом мест» (place branding). Под ним подразумевается комплексное продвижение страны, города, района, отдельного сооружения ли туристического направления с целью содействия его развитию, привлечению инвестиций и туристических потоков. Часто для этого создаются новые достопримечательности, здания и сооружения. Интересным примером может служить использование национальных традиций и культурных явлений. Так, «Вести Москвы» писали об использовании жанра мюзикла в рекламировании определённого места. Возьмём, например, популярный мюзикл «Оклахома!» композитора Ричарда Роджерса и либретиста Оскара Хаммерстайна. С 1943 года спектакль тысячи раз ставился в американских и зарубежных театрах, был экранизирован режиссёром Фредом Циннеманом. А главное он создал новый имидж бывшей индейской территории, превращенной в штат Оклахома. Исконными обитателями Оклахомы стали считаться ковбои и фермеры – герои мюзикла, а не индейцы. Песня «Оклахома» из мюзикла стала официальным гимном штата Оклахома, а сам мюзикл постоянно исполняется в штате Оклахома и рекомендован для постановки в школьных театрах всех штатов США.
Весьма интересная история легла в основу мюзикла «Клятва на монете», поставленного театром города Мацуяма префектуры Эхимэ. Сюжет основан на реальных событиях: в 1904 году в небольшой курортный городок на острове Сикоку привезли русских военных, взятых в плен после падения Порт-Артура. Часть из них разместили под опекой японского Красного креста в местном госпитале, где японская медсестра влюбилась в русского офицера. Мюзикл японского театра уже много лет с успехом идет в Стране восходящего солнца, а в год перекрёстной дружбы России с Японией его даже привозили в Москву. С собой артисты привезли найденную при расчистке госпитального колодца золотую монету, на которой сохранились инициалы будущих героев мюзикла, чем то похожего на всемирно известную оперу о японской девушке Чио-Чио-сан. Благодаря романтической истории мюзикла «Клятва на монете» курортное местечко стало широко известно в самой Японии и за рубежом, а прибывшие сюда туристы считают своим долгом посетить местный театр и курорт, где находился госпиталь и знаменитый теперь колодец, в который русский и японка более ста лет назад бросили монету со своими инициалами как клятву верности. И конечно же нельзя не упомянуть оскароносный музыкальный фильм режиссёра База Лурмана «Мулен Руж!», превративший одно из многих парижских кабаре во всемирно известную легенду, мекку мирового туризма.
Что «Вести Москвы» писали ранее о «брендинге мест»:
Белая дама пополнит список городских страшилок
«Рейксмузеум»: десятилетие метаморфоз
Главный музей искусств Голландии: история реставрации
«Стрелка», вращающиеся небоскребы и бессмертие
Чио-Чио-Сан полюбила русского офицера
Легенда «Яра» дождалась-таки своего «русского База Лурмана»