В «Театре Луны» успешно возобновили показ спектакля режиссёра Павла Урсула «Солнышко моё» по мотивам повести Александра Файна.
Ведь из-за антиковидных запретов театрам запретили выпускать на сцену артистов старше 65 лет, а поскольку заслуженному артисту РФ и премьеру театра Олегу Марусеву в этом году отметили 76 лет, то многие спектакли с его участием оказались под угрозой. А если учесть, что в «Солнышке» Олег Фёдорович без состава играл сразу две роли, то и угроза была двойной. Когда стало известно, что на замену Марусеву пригласили игравшего в составе Астрофизика Владимира Тягичева, поклонники спектакля вздохнули с облегчением, но тут же призадумались. Тревога была понятна: а что же делать с бородой артиста? Ведь ему придётся играть женщину-проводницу! Сбрить? А как быть с остальными спектаклями, где Тягичева уже невозможно представить без бороды?
Всем тут же вспомнился советский анекдот про дворника с роскошной бородой как у Карла Маркса, к которому пришли товарищи в штатском и потребовали ликвидировать непотребное сходство с основоположником марксизма. На что дворник ответил: «Ну, положим, бороду я сбрею. А умище-то куда девать?»
А те, кто постарше вспомнили и совсем уж суровый анекдот о том, как товарищ Берия докладывает товарищу Сталину, что нашли человека, который в точности на него похож: лицо, усы, трубка. Мол, что делать?
— Ликвидировать.
— А может, просто его побрить?
— Можно и так. Побрить и ликвидировать!
— Ликвидировать.
— А может, просто его побрить?
— Можно и так. Побрить и ликвидировать!
Когда я спросил режиссёра спектакля Павла Урсула, какой же вариант будет выбран при вводе в спектакль бородатого Тягичева, тот избежал прямого ответа, сохранив интригу. И надо сказать, что интрига удалась: зрители шли на спектакль как на бенефис «проводницы с бородой». Можно сказать, что был «ковидный аншлаг» — зал был полон на все разрешённые московскими властями проценты.
А артисты, чтобы потрафить поклонникам театра и спектакля, щедро добавили «зелени». Так в артистической среде называют элементы весёлого капустника, которые не меняют общего рисунка ролей и предназначены «для своих», для тех, «кто понимает». А зрители в тот вечер был понимающие. Радостный гул прокатился по залу, когда Владимир Тягичев появился на сцене в роли пышногрудой и фигуристой украинской проводницы Ирыны… в медицинской маске. Казалось бы чего смешного — и так весь зал в масках сидит по требованию Роспотребнадзора и московского мэра, поэтому ещё одна маска погоды не делает. Но зрители оценили «находку режиссёра» — борода была спасена! А Тягичев-Ирына, наслаждаясь моментом, несколько раз проплыл по сцене как каравелла, покачивая всем, чем только может покачивать дородная украинка. И в довершении затянулся сигаретой, которую — не снимая маски — вставил в специальную дырочку для курения, украшенную вышивкой. Далее жару поддал пассажир-завсегдатай в исполнении Александра Пескова, который, многозначительно оглядев Тягичева-Ирыну, произнёс: «Я её раньше на этом маршруте не встречал!» И тут зал окончательно слёг, давясь смехом в своих масках.
Надо ли говорить, что когда в конце спектакля Владимир Тягичев вновь появился на сцене в роли мудрого директора кладбища (которого Марусев играл гладко выбритым!), то поверх его родной бороды была наклеена пышная, окладистая седая борода — та самая, как у Карла Маркса и у дворника из анекдота! А зачёсанные назад волосы мудрого старца открыли высокий лоб — для умища. Зал снова слёг!
Но, как я уже говорил, эти элементы капустника, нисколько не меняют драматургию спектакля и рисунок ролей.
Николая исполнил Александр Песков, Наталью — Марина Иванова, Ирину (не путать с Ирыной!) — Татьяна Солнцева, Астрофизика Алекса — Владимир Майсурадзе, Проводницу Ирыну и Старика на кладбище — Владимир Тягичев. Играли великолепно и слажено, год работы над спектаклем не прошёл даром. Начавшийся легко и задорно — под беззаботную музыку в стиле регги — спектакль завершается трагическим осознанием главным героем бессмысленности жизни без любви.
Ранее «Вести Москвы» о спектакле «Солнышко моё» в Театре Луны:
Как Павел Урсул Солнышко с Луной соединил
Тайна «Солнышка» в Театре Луны
Текст и фото: Сергей Щенников