Автомобиль не роскошь, а средство передвижения. Эта полузабытая фраза культового в советские времена романа «Золотой телёнок» вновь обрела смысл. Сегодня настало время тотального каршеринга, повального онлайн заказа такси через веб-сайты и мобильные приложения, приоритета общественного транспорта над личным. И в этой новой реальности единоличное обладание непомерно дорогим автомобилем, а главное — очеловечивание этого средства передвижения уже кажется ненужными «понтами». Обезличенного «железного коня» из каршеринга или мобильного приложения вы уже не станете называть «мальчиком-девочкой», «ласточкой» или «бубусиком». Отъездив своё, такой «старый конь» и «верный друг» отправляется на свалку — «кладбище понтов».
Как отметил на пресс-конференции режиссёр, художественный руководитель театра «Модерн» Юрий Грымов, спектакль «Кладбище понтов» сделали специально во время пандемии, репетировали в самый её разгар, чтобы поговорить о том, что все «понты» закончились. Люди переоценили своё отношение и к автомобилям, и к себе, и своим близким… Чтобы поговорить о «понтах», не отвлекаясь на конкретику, сюжет и отношения героев для спектакля взяли из мира комиксов, а в основу положили несостоявшийся мультфильм. Автор мультсценария Рина Ю, похоже, заимствовала идею из популярного комикса о наделённые душой машинах — «трансформерах»: дружественных людям автоботах и злых десептиконах, у которых есть своя вселенная и запутанная история отношений со своими водителями и человечеством в целом. По сюжету спектакля «Кладбище понтов» некий человек собирает на автосвалке автомобили, обиженные и брошенные своими хозяевами, чтобы потом помочь им переселиться в созвездие Брошенных Машин, расположенное рядом с созвездием Большой Медведицы. Почему он собрал именно эти автомобили? Потому что он увидел в этих «железках» больше души и человечности, чем в их хозяевах. Истории, рассказанные автомобилями, в полной мере оправдали брошенный ими в зал упрёк: «Люди, вы твари!»
Сделать полноценный спектакль из комикса — непростая задача, но коллектив театра и актёры уже доказал, что умеет решать самые сложные и неподъёмные задачи. Я уже не удивлюсь, если они сумеют сделать спектакль из телефонной книги. Ведь список ролей «Кладбища понтов» напоминает, если не справочник, то прейскурант автосалона.
Старая Тойота (заслуженная артистка РСФСР Анна Каменкова), сторож автосвалки Аркаша (заслуженный артист России Владимир Левашев), BMW (Алексей Баранов), Майбах (Александр Жуков), Хендай (Александр Горелов), Бентли (Александр Толмачев), Додж (Андрей Давыдов), Лексус (Константин Конушкин), Мерседес (Юрий Анпилогов), Ламборгини (Марианна Канивец), Ягуар (Юрий Соколов), Музыкант (Богдан Щукин), Целая лошадиная сила (Надежда Меньшова), Пол-лошадиной силы (Александра Богданова), два автовора (Денис Игнатов, Евгений Казак), два автопогрузчика (Александр Колесников, Александр Сериков).
Музыкальной темой для спектакля об обитателях автосвалки стала песня «Машины», созданная солистом группы «Танцы Минус»Вячеславом Петкуном на стихи известного поэта Ильи Кормильцева — автора текстов песен рок-групп «Наутилус Помпилиус» и «Урфин Джюс». Стихотворение называется «Этой ночью машины в гараж не вернутся назад». По сюжету машины получают шанс в эту особую ночь подвести итоги своей прошлой жизни и делают, что захотят.
«Этой ночью машины напишут свой Ветхий Завет.
Этой ночью машины пройдут в свой Верховный Совет.
Этой ночью машины поспорят про сюрреализм
И, быть может, даже придумают свой коммунизм.
Ты научил их всему, чему мог,
И машинам больше не нужен их бог.
Ты не успел научить их любить,
Но это вполне понятно…»
И вот из этого автохлама и полуторастраничной заявки на мультфильм создатели спектакля сумели сделать интересную историю не о машинах, а о людях — о любви, дружбе и предательстве. Давая высокую оценку создателям спектакля, нельзя забывать и о зрителях, которые несмотря ни на что остались верны своему театру. За долгие месяцы пандемии ковид перестал восприниматься как призрачная угроза, поредели ряды «ковид-диссидентов». Пожалуй, не осталось семьи или коллектива, который бы жестоко не затронула эта зараза, что резко снизило социальную активность жителей столицы. Но зрители «Модерна» шли на риск, добираясь через всю Москву в переполненных автобусах и вагонах метро, чтобы несколько часов просидеть в масках в обнимку с медведями, которые обозначали необходимую социальную дистанцию. И были вознаграждены встречей с театральным чудом перевоплощения и сопереживания.
В качестве иллюстраций представлены зарисовки со спектакля и пресс-конференции режиссёра и художественного руководителя театра «Модерн» Юрия Грымова.