23 ноября в театре «Модерн» состоялась пресс-конференция и пресс-показ перед премьерой спектакля «Кладбище понтов». Режиссёр постановки Юрий Грымов выступил единолично, без обещанных создателей и актёров спектакля, но сумел привлечь внимание приглашённых журналистов. Он объявил, что «Модерн» поставил первый в России спектакль в жанре комиксов, взяв за основу полутора страничную заявку на мультфильм. Американские комиксы, именуемые графическими новеллами, их экзотические собратья (японская манга и корейская манхва) сумели отвоевать себе довольно внушительную по объёму нишу, отрисовывая героев вымышленных вселенных и создавая кинофильмы, киносериалы и мультфильмы для невзыскательной аудитории. Такой продукт практически никто не рискует называть искусством, это просто часть индустрии развлечений. В России попытки создать свои, национальные киномиры в жанре комиксов заканчивались коммерческим провалом, а мультсериалы типа «Маша и Медведь», «Смешарики» и «Фиксики» — это отдельная история. А театрализованное воплощение героев зарубежных кинокомиксов и российских мультсериалов до сих пор ограничивалось детскими утренниками.
Судя по всему, автор мультсценария Рина Ю в определённой степени решила заимствовать историю успешного продукта индустрии развлечений — это комиксы о наделённые душой машинах — «трансформерах»: дружественных людям автоботах и злых десептиконах, у которых есть своя вселенная и запутанная история отношений со своими водителями и человечеством в целом. По сюжету спектакля «Кладбище понтов» некий человек собирает на автосвалке автомобили, обиженные своими хозяевами, чтобы потом помочь им переселиться в созвездие Брошенных Машин, расположенное рядом с созвездием Большой Медведицы. Почему он собрал именно эти автомобили? Потому что он увидел в этих «железках» больше души и человечности, чем в их хозяевах. Истории, рассказанные автомобилями, в полной мере оправдали брошенный ими в зал упрёк: «Люди, вы твари!»
Музыкальной темой стала песня «Машины», созданная Вячеславом Петкуном («Танцы Минус») на стихи, которые написал ещё в 1980-ом году известный поэт Илья Кормильцев — основной автор текстов песен группы «Наутилус Помпилиус». Стихотворение называется «Этой ночью машины в гараж не вернутся назад». По сюжету стихотворения машины из автохлама получают шанс в эту особую ночь подвести итоги своей прошлой жизни и делают, что захотят.
«Этой ночью машины напишут свой Ветхий Завет.
Этой ночью машины пройдут в свой Верховный Совет.
Этой ночью машины поспорят про сюрреализм
И, быть может, даже придумают свой коммунизм.
Ты научил их всему, чему мог,
И машинам больше не нужен их бог.
Ты не успел научить их любить,
Но это вполне понятно…»
И ещё Юрий Грымов перед пресс-показом удивил журналистов полным запретом на фотосъёмку профессиональными репортажными фотоаппаратами. На мой взгляд — это явный перебор, ведь это был пресс-показ для прессы, а не премьера! Чем-то это похоже на ранее объявленный Грымовым жесткий дресс-код, который потом — по здравому размышлению — был им постепенно смягчён и отменён. За многие годы моей фотосъёмки в театре с такой жесткостью запрета на пресс-показе(!) мне пришлось столкнуться впервые. Фотографов было приказано выгонять из-зала, а сотрудников театра не участвовавших в изгнании — немедленно увольнять. На моей памяти в других театрах в самых суровых случаях, когда прессе не могли выделить сцену для пресс-показа, фотожурналистам уже на премьере выделяли минут пять на фотосъёмку в начале спектакля, а потом уже мораторий. Ну и фото на поклонах — это святое. В чём нелепость ситуации с запретом? Ведь действительно сегодня существуют профессиональные фотоаппараты с режимом бесшумной съёмки, но они намного дороже и как правило не могут обеспечить все потребности фотографа. В режиме бесшумной съёмки большинство фотоаппаратов превращаются по сути в смартфоны и планшеты только с объективом, которые фотографы держат над головой, присоединяясь к обычным зрителям, которым разрешено снимать в зале своими смартфонами. Зрелище жутковатое — синие, подсвеченные мониторами лица и лес вытянутых вверх рук. Да и качество фотографий в таком режиме обычно хуже. В результате фотографы, работающие за деньги, покупают несколько аппаратов и объективов, ведь без «зеркалки» работать тяжело. Но театры, как правило, не имеют в штате профессионального фотографа и не имеют возможности платить за фотосъёмку. Значительный объём театральной съёмки держится на энтузиазме фотографов и театральных пресс-показах. Визуализация происходящего на сцене — очень важная вещь для публикаций. Нельзя же всем СМИ публиковать в качестве иллюстрации одну и ту же афишу и пару не лучшего качества фотографий, предоставляемых пресс-службами.
Выход — карандашные рисунки с места, как в американских судах. У нас в «Вести Москвы» есть такая практика - в рубрике «проверено ребёнком» юные театралы рисуют иллюстрации к просмотренным детским спектаклям. Можно и для взрослых спектаклей делать рисунки, но не факт, что это понравится актёрам и режиссеру. Мы попробовали нарисовать иллюстрацию к пресс-конференции перед премьерой «Кладбища понтов» в театре «Модерн». Мы старались, но получилось как получилось. Наш художник на пресс-конференции увидел режиссёра и худрука именно таким.
Кстати, невольно вспоминаю ситуацию в постсоветской Прибалтике, когда лимитрофы наложили полный запрет на русский язык. Сцена в магазине: русский долго и коряво читает продавщице эстонские слова русскими буквами из разговорника. Эстонка в конце-концов не выдерживает и заявляет: «Лучше я нарушу запрет и буду говорить по-русски, чем буду слушать ваш эстонский!