Стоит упомянуть имя артиста Евгения Герчакова, как знающие его люди начинают многозначительно улыбаться. Кто-то объяснит это тянущимся за ним шлейфом эксцентричных ролей, кто-то его умением шутить над собой и окружающими или наоборот — сохранять серьёзность в ситуации, когда зрители умирают от смеха.
Я, например, впервые увидел актёра в мюзикле «Губы», поставленном в Театре Луны Сергеем Прохановым на музыку Александра Журбина по мотивам романа «Камера обскура» Владимира Набокова. Среди прочих актёрских талантов меня удивила способность Евгения Аркадьевича играть трагическую роль, сидя в нелепом детском автомобильчике эпатажно красного цвета. Конечно же, на следующую премьеру в Театре Луны с Герчаковым в главной роли я пошёл не из-за этого его таланта, но как на грех там снова появился детский красный автомобильчик. Более того, для рекламы этого спектакля Герчаков отправился по замерзающим московским улицам в красной машинке без крыши. При этом на нём были клоунского вида корона и нелепые усы испанского короля эпатажа. Кроме Сальвадора Дали в премьерном спектакле «Дали и испанская королева из Казани» я видел Герчакова в ролях Короля Лира в «Лиромании» и Зигмунда Фрейда в постановке «Любовь по Фрейду», но так и не смог сформулировать амплуа актёра. Скорее всего это органичный сплав комизма и трагизма. В кино Евгений Герчаков также демонстрирует это своё умение: он снялся в 40 разножанровых фильмах, в том числе в популярных «Мама», «Ширли-мырли», «Вино из одуванчиков», «Трудно быть богом» Алексея Германа и «Бабушка лёгкого поведения», где нередко играл женщин и даже животных.
Кстати, выпущенная летом прошлого года «Любовь по Фрейду» стала своего рода творческим отчётом Евгения Аркадьевича к очередному юбилею. 31 июля у артиста день рождения по сложившейся традиции Герчаков готов был отметить его на сцене творческим подарком себе, своим друзьям и поклонникам. Но вмешался короновирус, закрывший театры и отправивший актёров в изоляцию, которая подтолкнула народного артиста России к завершению другого творческого проекта — книги.
Евгений Герчаков рассказывает: «Книга «ТеАрТ Евгения Герчакова или «не дай Луна сойти с Ума» начинала свою жизнь несколько лет назад и задумали ее Ольга Панченко и Валерий Бегунов. Я в то время играл в разных театрах, за плечами было много киноролей, был контракт в Женеве, где я играл в театре «Де Каруж» Зигмунда Фрейда, точнее его душу. И всё заканчивалось 2004 годом. А вторая часть этой книги написана моим другом, коллегой, актёром, режиссёром, поэтом Владимиром Тягичевым».
Для того, чтобы не усложнять для читателей текст повествования, поэт Владимир Тягичев вынужден был, образно говоря, наступить на горло рвущейся на бумагу стихотворной поэме, и писать о своём друге и коллеге прозой. Но на презентации книги он пообещал, что следующий роман о народном артисте Евгении Герчакове будет в стихах. Для подтверждения серьёзности своих намерений он записал своё выступление стихами.
«Восстал из глубины веков актёр Евгений Герчаков. И в этой книге вам, друзья, о нём поведаю лишь я, — продекламировал на презентации книги её соавтор Владимир Тягичев. — В сей книге словно чистый лист для вас откроется артист!»
Усилиями соавторов и самого главного героя книга получилась интересной и познавательной даже для тех, кто внимательно следит за творчеством народного артиста России Евгения Герчакова. Презентация книги прошла в кафе «Хинкальная Зандукели» в тёплой дружеской обстановке, собрав многочисленных коллег, друзей и поклонников творчества актёра. А также его не менее многочисленных родственников — как по крови, так и по сцене: одних жён, возлюбленных и любовниц было минимум четыре. (Это из тех кого я знаю). Особо, конечно, стоит отметить Людмилу Светлову, которая дважды играла жену героев Евгения Аркадьевича. Роли других «женщин героя» также исполняли присутствовавшие в зале актрисы Театра Луны Татьяна Солнцева и… Ольга Герчакова. Актриса Наталья Мордкович на презентации «исполнила роль» первой жены именинника и матери Ольги Герчаковой. А самый молодой Герчаков — Егор — исполнил роль самого себя как продолжателя актёрской династии.
Журналисты и фотографы из «Вести Москвы» также неоднократно освещали творческий путь Евгения Аркадьевича:
«Евгений Герчаков поздравил себя Фрейдом»
«К юбилею Герчакова выпустили вино его имени»
«Весь в цветах и в губной помаде перепачканное лицо…»
«Театр Луны» спровоцировал интерес к Сальвадору Дали
«Как я провел этот сезон в Театре Луны»
«Сюрреалистические сны цветов»
«Сальвадор Дали устроил перформанс в центре Москвы»
«Родительский день в Театре Луны»
«Театр начинается не с вешалки!»
«А не замахнуться ли нам на Дали, Сальвадора нашего?»
Текст и фото: Сергей Щенников