В Театре Луны поставили удивительный спектакль по потрясающей одноактной пьесе «Шумовик» Иона Сапдару. Это румынский актёр и режиссёр с русской душой. Он родился в советской Молдавии, окончил Московский ВГИК в 1989, где учился у Анатолия Ромашина, имя которого позже получила премия Театра Луны, а в 1990-м году уехал в Румынию, где ставит спектакли, успешно снимается в кино. Его пьеса «Шумовик» никогда ранее не ставилась в театре, поэтому московскую премьеру в «Театре Луны» можно по праву назвать мировой. Возможно поэтому на русскоязычной афише имя автора по его просьбе указано латинскими буквами и кэпслоком, то есть большими буквами: ION SAPDARU.
Спектакль получился очень человечный и добрый. С учётом того, что он рассказывает о звукооформителе, который работал со звуком в театре задолго до появления цифровых технологий, то можно было бы добавить к слову «добрый» ещё и «тёплый, ламповый, аналоговый». Ведь все любители звука, современные аудиофилы полагают, что только у лампового звука есть душа. Но, пожалуй, это будет преувеличением. Биография нашего звукооформителя началась задолго до появления споров об аналоговом и цифровом звуке, когда звук — без всякого промежуточного носителя — рождался прямо в руках. Недопонимание между разными поколениями профессионалов в области звука начинается с первых минут появления героя в студии звукозаписи, где он представляется не по фамилии, а по своей профессии — «шумовик». Для современного Звукорежиссёра странным кажется само название профессии. Саунд-техник, эксперт по саунду, звукоинженер, звукооформитель, звуковик — это ещё понятно. Но «шумовик»? Впрочем, самому «Шумовику» всё равно, как будут называть его профессию, потому что он пришёл, чтобы записать на плёнку свою жизнь, рассказывая её звуками.
И звук — его величество Звук — можно назвать главным героем спектакля. Все остальные персонажи — извлекатели звука. Главный герой под запись извлекает звуки своей жизни: от младенческого причмокивания у материнской груди, падения слив в стаканы с вином в заброшенном саду его детства до… Впрочем не стоит раскрывать — озвучивать — интригу заранее.
Звук в понимании Звукорежиссёра — это нечто другое. Он давно перешёл от аналогового звука к цифровому — для него это удобнее, технологичнее. Даже падение слив в воду он готов воспроизвести во всей красе, ведь у него современная студия, способная записывать и воспроизводить пространственные звуковые эффекты — «Звук 5.1″! Кстати, тем, кто не распутывал магнитную плёнку на бобинах магнитофонов или не перематывал кассеты шестигранным карандашом на простеньком магнитофоне с одним динамиком, наверное, стоит объяснить этот термин. Его величество Звук прошёл путь от одного динамика к двум колонкам, по одной на каждое ухо. Это звучание называлось «стерео». Потом специалисты по звуку решили, что для реалистичного воспроизведения звуковой картины нужны четыре колонки: две спереди, две сзади. Получилась версия «квадро». Потом к «квадро», добавили отдельную колонку для басов — сабвуфер, а ещё центральный динамик для воспроизведения диалогов и других важных звуков, идущих из середины. Итого получается 5 основных звуковых колонок и сабвуфер. Итого 5.1. Идеал обладателей домашних кинотеатров и прочих аудиофилов.
Кто читал пьесу, то знает, что персонажей в ней всего два — Шумовик и Звукорежиссёр. (Кстати, тому, кто не читал, настоятельно советую прочесть!) Они со знанием дела рассуждают о Звуке, обсуждают звуковоспроизведение в мировом кинематографе. Шумовик, например, критично отзывается о Феллини, который, по его мнению, совершенно недооценивал шумы. «В его фильмах есть огромные куски, в которых нет ни одного шума, — говорит Шумовик. — Зато музыка, музыка везде. Мне больше нравится Тарковский. Он гений шумов в кино…»
Но в Театре Луны решили превратить спектакль в праздник Его Величества Звука — рождественский праздник. И студия звукозаписи, по которой ранее бесшумно ходил звукорежиссёр в мягких домашних тапочках, наполнилась звоном бокалов новогоднего корпоратива с шампанским, весельем театрализованного капустника, суетой клиентов, спешащих завершить звукозапись до наступления Нового года. Появились новые персонажи, добавившие волшебства завязавшемуся диалогу двух профессионалов в области Звука в исполнении великолепно слаженного дуэта Олега Марусева и Максима Щеголева. Ксения Мишанина (Тони) привнесла очарование музыки и танца, постукивая балетными пуантами. Звуки, извлекаемые балериной, танцующей на пуантах, вызовут восторг даже у слепого зрителя! А что уж говорить про зрячего. Это я к тому, что танец Ксении Мишаниной в «Шумовике» войдёт в анналы Театра Луны. Поющая Звезда, в исполнении Татьяны Солнцевой, наполнила спектакль восторгом божественного вокала.
А за кулисами интересы Звука представляли режиссёр Александр Рыхлов и саунддизайнер, музыкальный оформитель, звукорежиссёр Сергей Гордеев. Именно они погружали зрителей в мир разнообразных звуков и шумов, без которых невозможно представить человеческую жизнь. Тем более жизнь «звуковика». Но это я, пожалуй, забегаю вперёд, озвучиваю интригу спектакля заранее…
Текст и фото: Сергей Щенников