Обещания нарушать нельзя. Это не по-мужски. Поэтому я сдержу обещание, данное редактору этого портала, и обойдусь в рецензии на кинопремьеру «Околофутбола» без мата. А ведь без него здесь никак. Футбольные хулиганы, о которых снята новая отечественная околоспортивная драма, им (матом) не ругаются, они им разговаривают. Мне же как рецензенту захотелось материться не потому, что фильм «Околофутбола» ужасный. Как раз наоборот. От того, что всё так здорово начиналось, могло бы быть очень даже смотрибельно и, простите за неприличное слово, патриотично. Ну, надо же доводить до конца. Замахнулся – бей! Задал вопрос «Зачем вы дерётесь?» — ответь!
Кстати, на этот вопрос невесты одного из футбольных фанатов «Зачем вы дерётесь?» искали ответ многие кинематографисты. Тут был и попсовый (как его называют сами хулиганы, с которыми я лично имел удовольствие общаться) фильм «Хулиганы с зеленой улицы», где на одной чаше весов стояло фанатское месиво и прочая поножовщина в переулках, а на другой — настоящая мужская дружба. Дрались ради ощущения братства, ради ощущения ясности: там враги, а рядом твои братья, готовые подставить свой череп под кастет неприятеля. Был еще и более ортодоксальный фильм Ника Лава «Фабрика Футбола», который в тесных околуфутбольных кругах признается нестареющей классикой. Там ответ на интригующий вопрос крылся в самом устройстве нынешнего общества, где мужчинам просто негде выплеснуть накопившийся в них потенциал (пар). Лучше помутузить друг друга на выходных, а потом хлопнуть с товарищами в баре, чем остаться дома на диване.
Отправляясь на отечественный околофутбольный фильм, я ждал не менее серьезных вопросов и ответов. Российская история футбольного хулиганства опирается на древние традиции русский кулачных боев, где в почете было честное мочилово или ‘Fair Play’ (Честная Игра), как говорят англичане. В нашем фильме формат таких фанатский встреч обозначался «20 на 20, без гов…» Ой! Обещал же я не сквернословить. То есть с равным количеством соперников, без всяких грубостей вроде бутылок, бит и поножовщины…
И, черт возьми, а сколько было потенциала! Да ведь и не побоялись важные темы поднять! И Манежку вспомнили, и убийство фаната «Спартака» лицами кавказкой наружности, и межнациональную вражду, которую власть упорно не хочет замечать. Злободневненько получалось, друзья. Но, к сожалению, лишь упоминанием вскользь дело и ограничилось. Четыре главных героя (а по сути их три с половиной) с большим удовольствием беседуют о любви, об обручальных кольцах и о том, что «как узнать скорее, кто же стал «легавым, чтобы за измену наказать». А интригу, кстати, к этому вопросу приложить забыли. Да еще и как беседуют! Закачаешься! Но сразу после крепкого, вменяемого диалога вдруг приправят сцену сериальной, сопливой музыкой. Сериальный подход наблюдается, когда вдруг в кадре появляется актер, который на площадке существует так, будто он только вчера сценарий по электронной почте получил. И учил текст в метро с экранчика сотового телефона.
Но остальные-то хорошо играют, и замах есть на хорошее, качественное, неглупое зрительское кино! И, вдруг фокус расплывается и превращается фильм в «-дцатую» серию второсортного сериала. И хочется на весь зал закричать: «Ну, что же ты б@#ть ….!!!» В смысле «Ну, что же ты, милый, бить-то надо было по воротам!» Ну вот, опять чуть было не сорвался!
Вот такое получилось «околохорошее кино» про «околофутбол»…
Искренне Ваш, блин, Анджей Паскаль!
КСТАТИ. «Я ДЕРУСЬ ПРОСТО, ПОТОМУ ЧТО ДЕРУСЬ!» (Портос)
Открывается калитка, входит Портос.
— А, вот мой первый ассистент.
— Ваш первый секундант господин Портос?
— Портос, я дерусь с этим молодым господином.
— И я дерусь именно с ним.
— Только в час дня.
— А вы почему, Портос?
— Дерусь просто, потому что я дерусь.
— Мы поспорили по поводу одежды.
— А-а-а…