Новогодним подарком для детей стала премьера оперы «Волшебная лампа Аладдина» в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац.
И это действительно сказочный музыкальный подарок. Сюжет про волшебную лампу из сборника арабских сказок «Тысяча и одна ночь» — один из самых популярных при создании спектаклей для детей. Но главный дирижёр Театра Сац Алевтина Иоффе, художественный руководитель театра, режиссер Георгий Исаакян и главный художник театра Станислав Фесько взялись не просто за музыкальный спектакль, а за оперу, музыку которой и либретто сочинил в 1971 году известный советский композитор Совет Варелас. Для либретто композитор использовал мотивы арабской сказки и киносценарий одноименного фильма 1966 года. Самые маленькие зрители этот фильм вряд ли смотрели, а вот среди их бабушек, дедушек и родителей фильм был весьма популярен. Цитата из фильма — «в Багдаде всё спокойно» — вошла в советский и российский фольклор или, как сказали бы сегодня, стала популярным мемом.
Приверженец отечественной классической школы, уроженец Таганрога, проживший основную часть жизни в Ташкенте, Совет Варелас объединил в своё творчестве самые светлые и колоритные особенности академической музыки советской эпохи и национальной культуры Узбекистана. Искренностью, оптимизмом, запоминающимися песенными мотивами пронизаны все сочинения композитора, от больших опер и симфоний, до вокальных миниатюр, многие из которых стали хитами советской эпохи.
Опера — серьёзный жанр. И в музыкальном театре Наталии Сац за произведение Совета Вареласа взялись серьёзно. Это масштабный, эффектный спектакль большой формы, в котором на сцене построены сказочные декорации, похожие на иллюстрации из любимой книжки, а опера соединяется с балетом и «живой» симфонической музыкой. Самые любопытные юные зрители смогут заглянуть в оркестровую яму и насчитать там около пятидесяти исполнителей симфонического оркестра. То есть всё по-честному. И создатели спектакля вполне обоснованно называют его «гимном классическому музыкальному театру». И это прекрасный вариант для первого знакомства юных слушателей с оперным искусством и классическим музыкальным театром.
Но вместе с тем, создатели оперного спектакля учитывали и особенности детского восприятия. Поэтому на сцене появляются не только оперные певцы, но и весёлая массовка, включая детей-сверстников зрителей, ростовые куклы-верблюды, в меру страшные скелеты и другие удивительные персонажи. Сами певцы время от времени поют «смешными» или «страшными» голосами, характеризуя тем самым свои персонажи. Музыкальные инструменты не только ведут основную тему, но и обеспечивают уникальное сопровождение, музыкальный рисунок основных героев. Кроме захватывающих приключений на сцене, артисты привлекают внимание зрителей и непосредственно в зале, где они не только поют, но устраивают погони и прочую «движуху» в проходах зала и карманах сцены. Театр Сац создал не просто детский, но полноценный спектакль для всей семьи - и стар, и млад найдут здесь для себя и развлекательное, и образовательное. Здесь есть и приключения для мальчишек, красивая история любви и прекрасные костюмы для девчонок. Ценители прекрасного постарше смогут оценить прекрасную работу музыкального руководителя и дирижера Алевтины Иоффе, режиссёра Георгия Исаакяна, художника Станислава Фесько, художника по костюмам Натальи Осмоловской, дирижёра Сергея Михеева, хормейстера Вера Давыдовой, балетмейстера Михаила Галиева.
Ну а самые продвинутые поклонники прекрасного, особенно зрители с детьми оценят и общее расширение классического музыкального репертуара столицы для детей и взрослых. Дело в том, что в Москве несколько лет назад в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко поставили оперу «Волшебная лампа Аладдина» итальянского композитора Нино Рота. Того самого, который известен нам больше как автор музыки к кинофильмам Федерико Феллини, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Фрэнсиса Форда Копполы. Что, конечно, хорошо, но явно не достаточно для жителей бурно растущей столицы и её гостей. Хорошей оперы много не бывает.
Текст и фото: Сергей Щенников