21 декабря в 12:00 на Большой сцене МХАТ им. М. Горького состоится премьера спектакля «Снежная королева» по сказке Г. Х. Андерсена.
Ставшая классикой, история о Снежной королеве сохраняет свое сказочное очарование и говорит об истинной вере, раскрывает первоначальные замыслы автора, остававшиеся под цензурой с советских времен до нашего времени. Волшебные дни ожидания Нового года и его празднования станут временем новых открытий для зрителей премьеры МХАТ — даже в знакомой всем сказке обновленная команда театра смогла найти новые смыслы, открыть потаенное и суметь войти в искренний диалог с «поколением гаджетов». Спектакль на удивление сочетает в себе как возвращение к первоисточникам — в тексте сказочника Андерсена много христианского, Герде помогают прийти к Каю вера и ангелы, так и современные технологии — спектакль мультимедийный, и даже сама Снежная королева предстает в цифровом образе.
Сказка, с одной стороны, сохранила свою теплоту и «ламповость», что буквально чувствуется из наполненных эмоциями и переживаниями сцен, а с другой — стала более понятной детям, с малых лет знакомых с гаджетами и мультимедиа. И это не «облегчение» смыслов, а наоборот — расширение, стереоскопическая глубина этих смыслов.
Эдуард Бояков, художественный руководитель МХАТ им. М. Горького:
Андерсена во всем мире рассматривают как философа, но так сложилось, что в России его воспринимают исключительно как детского сказочника. Мы делаем детский спектакль, но это будет встреча сказочного классического европейского сознания с современным театральным языком, тем языком, на котором дети говорят и думают.
Снежная королева – как образ, олицетворяющий мировое зло, предстает в виде анимированного персонажа, она изначально неживая, живым может быть только добро. Режиссер спектакля Рената Сотириади и художник-постановщик Ирина Титоренко нашли уникальный способ взаимодействия с юным зрителем, современные мультимедиа делают спектакль ярким и необычным — публика то оказывается в центре снежной бури, то в цветущем саду, то в прекрасном замке. Главным героем сказки становится любовь – в ее истинном смысле. Герда отправляется на поиски Кая и преодолевает все трудности благодаря любви, преданности и вере. Персонажи спектакля обживают широчайший диапазон смыслов: от библейских сюжетов до современных мотивов и даже рэпа, который читают вороны в королевском дворце.
Спектакль словно расширяет восприятие — тут и сказочность с удивительными костюмами и музыкой, принцессами и замками, и современность с рэпом и образами, близкими детям 21-го века. Ребенок оказывается в удивительном мире сочетания нескольких эпох, и этот стереоэффект рождает ощущение настоящего чуда, не отстраненного повествования — малыши словно «окунаются» в сказку, проживая вместе с героями все перипетии знакомого сюжета. Видеодекорации, волшебное музыкальное оформление и элементы кукольного театра в ансамбле с живой игрой мхатовских актёров переводят сложную классическую историю о вечных ценностях на язык, понятный детям.
Ирина Титоренко, художник-постановщик:
В этом спектакле мне хотелось отразить богатство цвета, смену локаций и настроений. Видеоарт помогает полнее погрузить зрителя в атмосферу сказки, создать «подвижный» мир, мобильнее реагировать на события пьесы.
Ольга Насырова, хореограф спектакля:
Нам было важно поставить хореографию, понятную детям, но в то же время современную. Спектакль полон разных танцевальных направлений, в том числе и хип-хопа, а разбойники лихо прыгают на джамперах. При всех хитростях постановки — удивительной музыкальности, мультимедийности и красочности костюмов — все это не заслоняет сути. Сказка говорит о главном — о любви, о верности и готовности все отдать за любимого человека. Здесь эта любовь сестры и брата, и от того она еще возвышеннее и чище. Эта любовь — к человеческому и к человечеству. То, что роднит нас всех и делает людьми.
Рената Сотириади, режиссёр спектакля:
Андерсен абсолютно христианский автор, он показывает, что, несмотря на силу духа Герды, на ее сестринскую любовь к Каю, несмотря на ее безграничную самоотверженность, без Божьей помощи ничего невозможно сделать. Только призвав Господа на помощь, Герда побеждает.
При этом сложно упрекнуть новую постановку МХАТ в акцентировании темы веры — она подана настолько органично и тонко, что нет ни ноты фальши ни в словах, ни в поступках героев. Это то, в чем, возможно, забывают признаться себе наши современники — мы верим в чудо, пока мы дети, но затем отказываемся от этой веры под грузом окружающей суеты, шаг за шагом самостоятельно превращая свое сердце в лед. И только любовь — верная, вечная — помогает растопить лед сердца и вернуть себе не только веру в лучшее, веру в предназначение, но и собственно способность жить чувствами и надеждами. Быть живым, чувствовать, понимать и быть понятым — не это ли ценнее любых технологий и успехов? Ответ — с 21 декабря на большой сцене МХАТ.
Ближайшие спектакли: 21, 22, 28, 29, 30, 31 декабря и новогодние праздники 2–6 января. Продолжительность: 1 час 5 мин., без антракта. Большая сцена. 6+