На Большой сцене МХАТ имени Горького состоялась премьера спектакля «Парикмахерша» по пьесе Сергея Медведева. Анонсируя премьеру, пресс-служба пообещала не только новую редакцию пьесы, но и «новый, загадочный персонаж». Им оказался скандально известный актёр Иван Охлобыстин с топором. Правда, на сцену он вышел не живьём, а в виде своей картонной копии. Впрочем, не он он один появлялся там в виде картонной фигуры, практически у каждого актёра, появлявшегося на сцене, была своя ростовая фигура из картона. Это был такой режиссёрский приём: плоские картонные персонажи живут в картонных декорациях, стилизованных под детскую книжку-раскладушку. Главная героиня, парикмахерша из провинциального российского города, наделена всеми чертами обычной женщины, которая готова ждать, верить, обманываться, прощать, любить и жертвовать собой. Но она настолько наивна, настолько верит в собственные иллюзии, что без картонных декораций здесь просто не обойтись. Да и двигаются актёры как куклы в бумажном театре.
На мой взгляд, артистический потенциал исполнительницы главной роли (Инга Оболдина) мог бы вытянуть любой сюжет, даже такой примитивный как этот. Провинциалка влюбляется по переписке в зэка, который убил свою жену, а теперь предлагает «заочнице» выйти за него замуж, продать свою квартиру и на эти деньги вместе уехать в столицу, где их ждёт новая жизнь. Возможно, что кто-то скажет, что столь откровенно плоский картонный сюжет с картонными персонажами обречён на провал? Но ведь уже был оскароносный фильм «Ночи Кабирии», построенный на таком же сюжете. Был культовый фильм «Калина красная» про заочную любовь зэка и провинциалки. И я почему-то уверен, что сюжет об ослепляющей женщину любви и её бесконечной вере в возможность счастья, ещё не раз получит своё воплощение на экране и на сцене.
Как признаётся сама Инга Оболдина, – «Парикмахерша» – это очень романтичная история с большой надеждой и предвкушением счастья… Текст кажется простым, но чем проще люди говорят, тем сложнее они чувствуют».
«Эта история о жизнестойкости и жизнелюбии русской женщины – из числа вечных, понятных для зрителей в любое время и в любой стране. Для нас важно, что вера героини в Человека, вера в Мужчину меняет окружающих людей, – говорит художественный руководитель театра Эдуард Бояков. – Жизнь продолжается. А именно в этом, в продолжении жизни, – предназначение женщины и человека вообще».
«Пьеса, которая девять лет назад имела огромный успех в театре «Практика», идет, в том числе и в других странах, её продолжают ставить. Почему? Понятия не имею. Может быть, потому что она смешная – когда писал, постоянно смеялся. А комедий у нас не так много», – отмечает автор.
Спектакль успешно играли в «Практике», у него хорошие отзывы, но остаётся вопрос насколько успешно пройдёт перенос с камерной сцены театра, который вмещал меньше сотни зрителей, на большую сцену с залом на 1300 мест. Конечно, хочется пожелать спектаклю и его творческому коллективу удачи. Здесь прежде всего нужно назвать «старую гвардию», создававшую этот спектакль: драматург Сергей Медведев, режиссёр Руслан Маликов, художник Полина Бахтина и актриса Инга Оболдина. А также актёров МХАТ им. М. Горького: Михаила Сиворина, Сергея Кисличенко, Станислава Курача, Дениса Зенухина, Анну Галинову, Наталью Моргунову, Никиту Померанцева.
Фотография: Роман Астахов