21 октября 2019 года Оренбургский государственный областной театр музыкальной комедии принял участие в IV фестивале музыкальных театров «Видеть музыку». На сцене Российского академического молодежного театра был представлен мюзикл «Джейн Эйр».
Мероприятие посетили театральные и музыкальные критики, режиссеры, руководители театров, коллеги, множество почетных и именитых гостей, в том числе авторы спектакля – Ким Брейтбург и Карен Кавалерян. Спектакль в московском РАМТе горячо поддержали земляки-оренбуржцы. Меня очень тронул эпизод с одним из зрителей во время спектакля. Его настолько переполнял восторг от увиденного на сцене, что он в конце концов не выдержал и обратился ко мне громким шепотом: «Вы видите ту девушку слева от главной героини? Это моя сестра! Мы родились с ней с разницей в несколько минут!» Однако и обычная публика, не связанная с исполнителями родственными узами, приняла «Джейн Эйр» очень тепло. Наверное, сыграло свою роль то, что главная героиня мюзикла полностью сохранила черты персонажа романа Шарлотты Бронте. Это целеустремлённая, сильная духом личность, готовая постоять за себя и свою любовь, что весьма созвучно ожиданиям современной женской аудитории. Плюс яркая и романтичная история любви, завершившаяся потрясающим любовным дуэтом Джейн Эйр и Эдварда Рочестера. Конечно, некоторые персонажи и сюжетные линии романа претерпели некоторые изменения, вызванные требованиями жанра. Так, антагонисты главных героев стали более ярко выраженными «злодеями», боковые персонажи и конфликты были упрощены и стали более комичными, зло было показательно наказано.
Музыкальный спектакль «Джейн Эйр» по мотивам романа Шарлотты Бронте — третий мюзикл Кима Брейтбурга, который поставлен в Оренбурге вслед за успешными проектами «Голубая камея» и «Дубровский». Кстати, на Фестивале «Видеть музыку» кроме «Джейн Эйр» и «Дубровского» был представлен ещё один успешный проект Кима Брейтбурга — мюзикл «Леонардо» музыкального театра Республики Крым.
Надо сказать, что жанр мюзикла был предоставлен на Фестивале достаточно широко. При этом будет уместно вспомнить, что ранее этот жанр отечественной публике был практически не знаком, а попытки перенести его к нам без должной адаптации часто заканчивались неудачами, например, вспомним бродвейские постановки «42 улица» и «Чикаго». Но постепенно этот жанр адаптировался к нашей сцене, появились постановки, которые уже можно назвать «русским мюзиклом». На Фестивале зрителям показали мюзиклы, созданные на «отечественном материале» — кроме уже упомянутого «Дубровского» Кима Брейтбурга, поставленного Нижегородским Камерным музыкальным театром, было «Обыкновенное чудо» Геннадия Гладкова, привезённое Волгоградским музыкальным театром, «Доходное место» Геннадия Гладкова показал Московский театр оперетты.
Всего же на четвёртом фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» было представлено 40 спектаклей более 30 российских музыкальных театров. Спектакли Фестиваля «Видеть музыку» проходят в Год театра при поддержке Министерства культуры и Фонда президентских грантов.