Знаменитая история любви гениального поэта Сирано и красавицы Роксаны стала премьерой на сцене «Театриума Терезы Дуровой». А пьеса Эдмона Ростана стала трагикомедией с оркестром «Сирано де Бержерак» в постановке режиссёра Георгия Долмазяна, который заново перевёл оригинал пьесы и перенёс действие из века семнадцатого в двадцатый. Теперь действие происходит на фоне Первой мировой войны. Такой перенос можно понять — слишком уж много сильных ассоциаций в тех временах, когда жил реальный гасконец Сирано, когда происходили сражения под Ла-Рошелью, а литературный гасконец Д’Артаньян верно служил Людовику Тринадцатому — автору Мерлезонского балета — и Александру Дюма-отцу.
Замысел режиссёра переносит нас на железнодорожный вокзал Орсэ в Париже 1914 года. Сегодня он известен нам как одноименный музей изобразительных искусств. Но на сцене под знаменитой арочной конструкцией вокзала дымят паровозы. Несмотря на поздний час в кафе и одном из первых парижских кинотеатров толпится народ — столичный бомонд и вездесущие репортёры встречают актёра Монфлёри, окруженного дивами из кабаре. Кстати, этот знаменитый актёр реально существовал в Париже времён Мольера, в 17-ом веке. Но появление Сирано затмевает ажиотаж вокруг Монфлёри — Сирано разрывает огромную Луну, а его огромный нос сравним по размерам с Эйфелевой башней, а витражи Нотр-Дама заменяют ему очки. Сирано де Бержерак — это гений и изгой, непримиримый борец с пошлостью.
Каждая сцена спектакля – фантазии гениального художника. То опера о носах, то ночной бой со ста убийцами, то вечерний променад по Парижу в сопровождении безумного оркестра, то прогулка в благоухающем ароматами цветов садах, то объяснение в кафе чертовски обаятельного кондитера Рагно. Фантазии, в которых главная героиня – любовь всей жизни Сирано: Роксана. Но безумец Сирано добровольно уступает свою любовь и рождённую ею поэзию другому – красавцу Кристиану.
Ворвавшаяся в жизнь Франции война сотрёт все иллюзии. Вернёт всех героев на землю. Дни, недели, месяцы в окопах под свистом и грохотом снарядов заставят посмотреть в лицо истинным страхам и понять всю глубину чувств. По возвращению с фронта Сирано и Роксана вновь встретятся на вокзале Орсэ. Но вместо кино и представлений там будет временный госпиталь, в котором завершится яркая и короткая жизнь Сирано: «Кто я? Поэт? Актер? Философ? Человек? Пусть запомнят человека…» В этом финальном монологе Сирано, который находится в буквальном смысле между небом и землей, главное послание постановки.
Режиссёр Георгий Долмазян: «Классическая история пьесы перенесена с середины века XVII в первое десятилетие ХХ века, кончено же, осознанно. Сколько угодно можно говорить об исторических совпадениях – Париж и там и тут, французы воюют с немцами, настоящий Сирано жил в XVII веке, а Ростан писал пьесу в начал ХХ века и т.д. Важнее другое. Это две абсолютно зеркальные эпохи в жизни французской столицы. Она была центром мира только в эти два периода. И запущенная Людовиком XIII по кличке «Артист» богемная театральная жизнь закончит свой жизненный цикл именно перед Первой мировой войной. Эволюция от Мерлезонского балета к шальной оперетте закроет самую яркую главу в истории Парижа. На фоне технических революций и научных открытий начала ХХ века человеческая природа еще сильнее требует иллюзий прекрасного и героических подвигов».
На этом буйном и трагичном празднике жизни побывал наш фотограф Александр Либков.
Даты показов спектакля «Сирано де Бержерак» в сезоне 2019/2020: 10 октября 24 октября 14 ноября 15 ноября 24 января 21 февраля 13 марта 17 апреля 14 мая в 19:00Фото: Александр Либков