В театре «Модерн» родился ещё один мощный спектакль — «Нирвана», рассказывающий о жизни легендарного музыканта Курта Кобейна и его роковой подруги Кортни Лав.
В этой яркой постановке режиссёр Юрий Грымов рассказал историю успеха и падения талантливого парня из американской провинции. В определённой степени Курта можно назвать реинкарнацией Холдена Колфилда из романа Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Этот ключевой персонаж американской культуры дал толчок зарождению «бунтарей без цели» — битников, хиппи, панков, классических рок-н-рольщиков и приверженцев андерграундной, альтернативной рок-музыки, включая гранж. Когда Курт создавал свою группу «Нирвана», он рассматривал себя как бунтаря, независимого от мейнстрима музыканта, но уже второй его альбом Nirvana — «Nevermind» — неожиданно стал хитом и вывел группу в мейнстрим. Кстати, сингл «Smells Like Teen Spirit» («Пахнет подростковым духом») из этого альбома министерство культуры России включило в культурный норматив школьника буквально накануне премьеры в театре «Модерн».
Неожиданно свалившаяся на голову популярность вызвала очередной кризис в жизни музыканта — он оказался не готов к славе. Впрочем и к спокойной семейной жизни он был не готов… Юрий Грымов не приукрашивает тернистый путь музыканта из американской глубинки к мировой славе, он жосток и даже жесток в деталях, хотя обходится без штампов и нравоучений по поводу наркозависимости. Находкой режиссёра можно назвать введение вымышленного персонажа — друга Драга, который играет то роль заботливого опекуна, то помощника, то утешителя. Это виртуальный наркотик, drug, который решает все проблемы Курта и Кортни — подростковые и взрослые, семейные и социальные, карьерные и творческие. Выступая на пресс-показе, Юрий Грымов сразу предупредил, что не собирается развлекать, расслаблять своего зрителя: «Расслабляться ходите в баню!»
«Я не хочу, чтобы театр по примеру отечественного кинематографа превратился в развлечение по госзаказу, — подчёркивает Юрий Грымов. — Я всегда говорю о том, что театр – единственная территория свободы. Свобода порождает ответственность. Ответственность за общество, в котором живешь. Театр должен брать на себя социальные функции и говорить о насущных темах: молодежные субкультуры, алкогольная и наркотическая зависимость, жестокое обращение в семьях».
Сегодняшняя лёгкость в отношении к этой проблеме пугает. Лозунги из агиток и официальных программ вызывают только смех и ухмылки: «Рок против наркотиков? Да-да, и пчёлы против мёда!» Неизвестные личности раздают на улицах листовки, похожие на инструкции по применению, в интернете вербуют школьников в качестве наркокурьеров, «закладки» закладывают на детских площадках и школьных дворах. Школьники всерьёз обсуждают сотрудничество с наркодилерами как заманчивую возможность заработать, «поднять бабла». И если спектакль театра «Модерн» поможет кому-то задуматься, стряхнуть беззаботность с лица, то это только радует.
Но это не агитка, это действительно мощная театральная работа, творческие находки реально поражают воображение, игра актёров настолько органична, что её порой просто не воспринимаешь как игру. Подбирая актёров, Грымов снова рискнул, взяв на главную роль студента театрального вуза — Богдана Щукина. И снова выиграл, как ранее в спектакле «Цветы для Элджернона» поручив роль главного героя Максиму Керину. Кортни Лав здесь потрясающе играет Анастасия Сычева, Драга — Юрий Анпилогов.
Надо сказать, что наркозависимость далеко не единственная тема спектакля. Он ставит важный вопрос о том, как человек может распорядиться с дарованным талантом. Спектакль ещё и о том, надо ли самому быть таким как все и стоит ли требовать этого же от окружающих.
«С самого детства Курт Кобейн не вписывался в среду, в которой жил, — рассказал Юрий Грымов на пресс-показе. — Его не принимали в классе, в городе все считали, что он на букву «п». А он просто был не похож на других. И это стало поводом для издевательств и унижения. Я думаю, в этой истории кто-то узнает себя: может, я зря издевался над человеком, который потом стал лидером мнений целого поколения?..»
Думаю, не стоит раскрывать творческие решения и сюжетные повороты спектакля, чтобы не портить впечатление. Биографию Курта и Кортни в общих чертах знают все, а чтобы освежить в памяти детали можно просто погуглить. Заодно послушать как «Пахнет подростковым духом»…
Судя уже по первой реакции зрителей спектакль прочно войдёт в репертуар. Курт и Кортни будут жить на сцене театра: влюбляться, пытаться создать семью, сочинять свою музыку и разрушать свою жизнь. В ближайшее время планируется давать по два спектакля в месяц. При этом Юрий Грымов обещает, что «Нирвану» будут играть ещё дважды в год независимо от графика выхода спектаклей: 20 февраля и 5 апреля. В день рождения и смерти 27-летнего рок-музыканта.
Текст и фото: Сергей Щенников