Четвёртый фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» объединяет в своей афише более 30 российских музыкальных театров и 40 спектаклей: оперы, мюзиклы и балеты.
«Видеть музыку» — это попытка представить широчайшую панораму российской артистической жизни, несмотря на огромные расстояния, разделяющие регионы страны, — отметил президент Ассоциации, идейный вдохновитель фестиваля, художественный руководитель детского музыкального театра имени Сац Георгий Исаакян.
Спектакли фестиваля пройдут на сценах всех музыкальных театров Москвы в течение двух месяцев, а завершится он 11 ноября в Бетховенском зале Большого театра гала-концертом и вручением премии «Легенда» тем, кто отдал жизнь музыке и сцене.
В афише представлены как классические постановки - «Иоланта» Чайковского, «Турандот» и «Джанни Скикки» Пуччини, «Весна священная» Стравинского и «Сильва» Кальмана, так и современные «Вешние воды» Владимира Кобекина по повести Ивана Тургенева, «Влюбленный дьявол» Александра Вустина, «Волшебная лампы Аладдина» Валентина Овсянникова и другие. Есть и необычные прочтения классических романов Александра Дюма, такие, например» как мюзикл Владимира Качесова «Три мушкетёра» московского музыкального театра под руководством Геннадия Чихачева, «Монте Крсито. Я Эдмонд Дантес» Лоры Квинт алтайского музыкального театра.
Среди современных авторов на пресс-конференции особо отметили Кима Брейтбурга, автора сразу трёх мюзиклов, привезённых на фестиваль:«Дубровский», «Джейн Эйр» и «Леонардо». А открылся фестиваль мюзиклом Анастасии Беспаловой «Белый клык» по мотивам повести Джека Лондона.
Среди современных авторов на пресс-конференции особо отметили Кима Брейтбурга, автора сразу трёх мюзиклов, привезённых на фестиваль:«Дубровский», «Джейн Эйр» и «Леонардо». А открылся фестиваль мюзиклом Анастасии Беспаловой «Белый клык» по мотивам повести Джека Лондона.
На пресс-конференции завязался интересный разговор о ситуации с музыкальными театрами. А их немало: Ассоциация музыкальных театров насчитывает 57. Сюда входят 12 московских, 5 петербургских, 35 региональных — от Калиниграда до Хабаровска и 5 музыкальных театров стран бывшего Советского Союза. Соответственно и сложностей у них немало. Это и неподготовленность широкой аудитории — на философскую оперу «Сказки Гофмана» некоторые мамаши приводят дошкольников: «Так ведь написано на афише — сказка!» И некоторое недоверие публики к творческому потенциалу «не столичных» театров. Так один из журналистов замялся, пытаясь правильно назвать театры, которые не входят в список московских и петербургских. «Говорите — «провинциальные»! Мы работаем в провинции и гордимся этим!» — едва ли не хором ответили директора региональных театров.
Художественный руководитель Калининградского музыкального театра Елена Альфер рассказала о сотрудничестве с командой театра «Геликон» при создании привезённой на фестиваль оперы «Иоланта». Такие союзы необходимы для «не столичных» театров считает она: «Это хорошая коллаборация, потому что в регионах далеко не всегда хватает профессионалов. В Калининграде вообще нет никакой театральной базы, кроме училища, чтобы можно было надеяться и положиться. А в таком деле, как опера, обязательно нужны настоящие профессионалы».
Также директора отметили необходимость участия в гастрольных и фестивальных программах. Ведь зачастую театрально-активное население их городов можно охватить десятком аншлаговых показов их премьерных спектаклей. И это при том, что от одного культурного центра до другого в России по восемь часов езды. Что, впрочем, не мешает культурному взаимопроникновению. Весьма своеобразно ответила Директор Омского государственного музыкального театра Нэлли Бут на вопрос: «Почему вдруг в Омске решились ставить балет по роману Достоевского «Идиот»? «Так ведь писатель отбыл у нас четыре года каторги! Не чужой нам человек!» — объяснила она.
Помимо основной программы, четвёртый фестиваль «Видеть музыку» предоставит возможность профессионалам музыкального театра обменяться идеями и опытом, укрепить старые и завязать новые контакты. Например, авторский проект Георгия Исаакяна «Диалоги об опере» посвящен значению музыкального театра в современном обществе.
На фестивале можно будет познакомиться со студентами театральных и музыкальных вузов страны — свои дипломные спектакли покажут студенты мастерских Георгия Исаакяна, Дмитрия Бертмана, Лики Руллы и Александра Бармака — из РАТИ-ГИТИС, Александра Петрова — из РГИСИ и Казанской Консерватории им. Н. Жиганова.
Творческая лаборатория молодых режиссеров музыкального театра познакомит руководителей российских музыкальных театров с молодым поколением режиссеров, хореографов, художников, артистов в рамках творческой лаборатории. Круглый стол в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац представит подходы современных режиссёров к постановке детских спектаклей на больших сценах.
Фото: Сергей Щенников