Любителям театра выпал пятнадцатый шанс увидеть на одной площадке лучшие студенческие спектакли за год. В Театральном центре «На Страстном» пройдёт XV Московский международный фестиваль студенческих спектаклей «Твой шанс», на котором представлены дипломные спектакли ведущих театральных вузов десяти городов России и других стран.
Интерес к студенческому театру сегодня сильно возрос вместе с аудиторией постоянных зрителей. И если раньше студенты играли в основном «для пап и мам» и своих собратьев с других курсов, то сегодня на отдельные учебные постановки попасть даже сложнее, чем в некоторые московские театры. Причём, если раньше ходили в основном на сложившиеся постановки выпусков, которые держались вместе и после окончания институтов, то сегодня многие театралы «охотятся» за наиболее популярными курсами, когда они ещё на взлёте, чтобы увидеть их первые шаги пока они ещё учатся. И если когда-то использовались довольно обобщённые «термины» для студентов театральных вузов — «щепкинцы», «щукинцы», например, то сегодняшние театралы более подробно различают курсы по набиравшим их мастерам — «женовачи», «брусникинцы», «кудряши», «рыжаковцы», «фокинцы».
Тем, кто хочет углубиться во всё это разнообразие, не обязательно ждать Фестиваля, который в этом году пройдёт с 12 по 27 апреля. На сцене центра «На Страстном» представлен ещё и Проект «Твой Шанс», в рамках которого показываются студенческие спектакли, как имеющие отношение к Фестивалю (призёры прошлых лет), так и не имеющие. Воспользовавшись этой возможностью, я решил посмотреть, как играют «камни» — студенты мастерской Каменьковича-Крымова из ГИТИСа.
В рамках проекта «Твой Шанс» курс Евгения Каменьковича-Дмитрия Крымова представил экспериментальное прочтение малоизвестной и неоконченной при жизни автора пьесы Максима Горького «Яков Богомолов». В его рукописи было лишь три действия и начало четвёртого. Самым заметным обращением к этой рукописи можно назвать её экранизацию «Преждевременный человек», которая стала последней работой советского режиссёра, лауреата двух Сталинских премий Абрама Роома в 1972 году. После этого пьеса на долгие годы была предана забвению, хотя некоторый интерес к ней возник после возвращения Крыма в культурную орбиту России. Дело в том, что замысел «Якова Богомолова» возник у Горького, когда он встречался с Фёдором Шаляпиным в Форосе в 1916-ом году, а писал пьесу он в Коктебеле. Поэтому естественен был интерес к пьесе крымских театров. Да и тема поиска новых подземных источников воды для крымчан гидроинженером Богомоловым стала намного актуальнее.
Студенты курса под руководством режиссёра Евгения Каменьковича не стали углубляться в поиск различных крымских параллелей или в философские построения вокруг образа Якова Богомолова как прообраза «строителя коммунизма» или «преждевременного сверхчеловека» из теории Ницше. Можно сказать, что они воспользовались неоконченной пьесой как трамплином для демонстрации всего чему их учили — двигаться самим и перемещать по сцене различные предметы, ездить на гироскутере, разыгрывать сцены влюблённости, ревности и других страстей человеческих, танцевать, петь (или хотя бы попадать в ноты). Получалось задорно, весело и изобретательно. Меня так очень развеселили робот-горничная и сразу несколько финалов неоконченной пьесы.
Если оставить все пустые разговоры героев, то сюжет пьесы складывается неплохо: молодой трудоголик — гидроинженер Яков Богомолов ищет воду в крымском поместье богатого землевладельца Никона Букеева. Жена Богомолова Ольга скучает от безделья и ожидания любви, как впрочем и все персонажи кроме самого трудоголика. Юная Вера, племянница Букеева, тайно влюблена в трудоголика. Вдова Нина Аркадьевна имеет виды на богатенького Букеева, который подбивает клинья к жене инженера и ради этого затягивает работы по поиску воды Богомоловым. Жена Богомолова неравнодушна к простоватому спортсмену Ладыгину, который ревнует её к мужу. Проходимец и приживала дядя Жан плетёт интриги и сводничает, подталкивая грехопадение красавицы Ольги. И вот когда всё уже готово к кульминации и трагической развязке, рукопись обрывается на самом интересном месте! В четвертом действии Ладыгин неожиданно достаёт из кармана револьвер и как-то туманно намекает на возможность стреляться на дуэли. Горький, как известно, во многом подражал Чехову и прекрасно знал про «чеховское ружьё» — закон жанра, согласно которому револьвер, раз уж он появился на сцене, должен выстрелить. Но Горький оборвал рукопись, так и не сказав, в кого из героев пистолет выстрелит и кто нажмёт на курок. И тут наши «камни» отыгрываются на зрителях по полной программе, заставляя их рыдать от смеха, придумывая разные варианты финала…
Для себя я решил, что теперь я буду следить за работами этих талантливых актёров. А если и вы решите узнать о «камнях» побольше, то ищите их в соцсетях по хештегу #каменьокамень, #явиделкамнейвживую, #яковбогомолов. Кстати, в рамках Фестиваля 13 апреля мастерская Каменьковича-Крымова покажет спектакль «Ричард».
И, конечно, следите за афишей Фестиваля «Твой шанс», чтобы не пропустить появление новых молодых талантов.