- Дарья, как проходила ваша работа над спектаклем «Ордалии»?
Я, к сожалению, влилась в творческий процесс уже на финишной прямой, когда спектакль был полностью собран. Все актеры уже знали материал наизусть. И, конечно, мне было сложно. Во-первых, мне тяжело было понять и выучить этот текст. Я учила его ночами, плакала. Во-вторых, мне нужно было быстро влиться в атмосферу, чтобы не задерживать ребят. Я справилась благодаря поддержке своих партнеров по сцене – спасибо им за помощь и терпение. Артур Сопельник даже подсказывал мне шепотом слова, когда я забывала текст. И Мирослава Карпович, которая играла Василису на премьере спектакля, даже помогала мне на расстоянии по телефону и писала мне подсказки. Процесс был сложный, и этот месяц работы над спектаклем я не забуду никогда.
- С Дмитрием Бикбаевым у вас сложился потрясающий дуэт на сцене, где вы вместе играли Дориана Грея и его Портрет. А как складывалась работа с Бикбаевым как режиссёром «Ордалий»?
Надо сказать, что с Бикбаевым как режиссёром у меня это не первая работа. Я у него играла в детском спектакле «Карлсон на Луне», поэтому его требовательность не была для меня неожиданностью. Помогало мне и то, что перед Димой я просто преклоняюсь – это безумно работоспособный человек, я на своем пути до него такого не встречала. Я не знаю, когда он спит, когда он ест. Он знает за каждого персонажа текст, движения – вплоть до движения пальцем. Помнит всё за всех. Он настолько погружается в работу, что, кажется, он живёт театром. Он не просто ставит режиссерскую задачу, он задает актёрам наводящие вопросы, которые заставляют актера самому понять свой персонаж. Он готов репетировать с утра до ночи, много требует, но при этом он точно знает, чего он хочет добиться – интонации, картинки, сцены.
- Зрители уже сложили своё мнение о дюжине спектаклей, в которых вы играете, оценили вашу потрясающую Джину в дуэте с Пархой-Бобровым в премьерной постановке «Двое бедных румын, говорящих по-польски». А как вы сами оцениваете свою работу на данный момент?
Я в театре с 2003 года и прошлый сезон для меня стал самым продуктивным – за один сезон я выпустила две главные роли, такие непростые и разноплановые. Со мной такое впервые! Я работала с разными режиссёрами, было очень сложно – до сих пор все руки-ноги в ссадинах и синяках.
- Вас здесь бьют что-ли?
- Не-ет, не бьют. Это я сама бьюсь, когда волнуюсь. У меня много движений, танцев. Поэтому на репетициях, когда я «в зажиме» на сцене, часто случаются такие ситуации, когда ты можешь удариться об декорацию или еще что-то случится. Но это часть моей работы, поэтому я отношусь к этому с юмором.
- Какие роли вам наиболее дороги, особо повлияли на вас и вашу актёрскую судьбу?
Василиса в «Ордалиях» на данный момент для меня самая важная. Но для меня все роли дороги, я каждую роль люблю, каждая попадает в актёрскую копилку, каждая помогает профессиональному актёрскому росту. Я к каждой роли отношусь серьёзно, даже к роли клоуна в «Мэри Поппинс — Next». Но «Гамлет – точка G» реально повлиял на мою актёрскую судьбу. До роли Гамлета меня воспринимали как характерную артистку, а здесь я раскрылась как драматическая.
- Не могу не спросить, как вы стали «Гамлетом», как складывалась роль, отношения с режиссёром и партнёрами? Вас называют «актрисой, без которой не было бы этого спектакля» и даже «русской Сарой Бернар». Это помогает или мешает?
Это огромная ответственность. Это крест, который ты несёшь на сцене. Я понимаю, что не могу подвести ни себя, ни партнёров, ни зрителей, которые пришли посмотреть на «Гамлета». Мы играем его восемь лет, но, если честно, я каждый раз волнуюсь, когда выхожу на сцену.
Как складывались отношения с режиссером? Достаточно сказать, что это был чисто женский коллектив – это сразу много объясняет. Режиссер Наталья Когут — наш педагог, в ГИТИСе она вела у нас актерское мастерство на курсе Сергея Проханова. Надо сказать, что творческий процесс у нас до сих пор не остановлен, мы перед каждым спектаклем репетируем, отрабатываем новые задачи.
Когда мы начинали работу над этим спектаклем, у нас не было гарантии, что он состоится. Наталья Когут прежде всего учила нас женскому раскрепощению и красоте движения. Мы полгода репетировали самостоятельно, на свой страх и риск, а потом уже показывали спектакль художественному руководителю театра и он пришел в восторг! Так мы и сыграли «Гамлета».
- Вы родились в Челябинской области, которую сегодня считают «кузницей особого сибирского характера», даже мем появился про «суровых челябинских мужиков». Может быть, поэтому вы так убедительно сыграли замерзающую в лесу Джину в «Двое румын»?
Нет, я так убедительно «мёрзла» на сцене не потому, что я родом из Златоуста Челябинской области. Вы просто не поверите, как нам там было жарко на сцене на самом деле. В тёплой зимней одежде под жаркими софитами. Пот течёт, а надо играть «холодно!». Это наш режиссёр Павел Урсул научил нас «мёрзнуть». Так что это не уральская закалка, а заслуга режиссера. Я с Урала уехала маленькой девочкой и мне кажется, что Москва меня намного более сурово закалила, чем Урал. Да, морозы там были, но в морозы мы в школу не ходили, сидели дома в тепле, смотрели мультики по телевизору. А в Москве меня в первый год «запихнули» в физико-техническую школу, где дети меня сразу не приняли, издевались, приклеивали на спину всякие бумажки с надписью «ударь меня!». Такие вот ужасы подросткового возраста, прямо как в фильме «Чучело». А потом уже меня перевели в 123-ю школу с театральным уклоном, и там началась моя актерская жизнь, и появились первые друзья.
- У вас сложился круг поклонников, которые идут в театр «на Цыпляеву». Это воодушевляет, помогает или, наоборот, отвлекает от исполнения?
Да, есть даже настолько преданные зрители, что ходят по несколько лет подряд, не пропуская ни одного спектакля. И это огромная ответственность, потому что такой зритель и текст наизусть знает, и детально каждую сцену. С такими зрителями я дружу, знаю их поименно, расспрашиваю их мнение о спектаклях.
- Какие самые необычные букеты или подарки вам вручали на поклонах?
Родная сестра моей лучшей подруги Натальи Бортниковой – Лена – создаёт необычные букеты из фруктов и даже овощей. Как-то мне подарили печеньки Макарони с моим портретом. Ценительница моего творчества Юлечка однажды подарила мне звезду с моим именем — как на голливудском бульваре. Были рисунки и даже витражи с моим портретом. Такие подарки меня очень трогают, это мне очень дорого, это лучшая оценка моего творчества. Правда, храню я их у мамы: мама моя собирает такие работы, гордится мной.
- Ну и традиционный вопрос о творческих планах…
Наш художественный руководитель Сергей Проханов не любит говорить о будущем, чтобы не сглазить, наверное. Но недавно сказал, что в следующем году поставит «Матри — Архат». Там тоже роль для меня намечается. Я надеюсь. Также у нас будут восстанавливать спектакль «Жаворонок» режиссёра Натальи Когут. А я там — Жанна д’Арк!
- Дарья, вы часто говорите «дай бог» и «если повезёт». Вы верите в актёрское везение?
В моей жизни, и особенно в театральной, большую роль играет случай и везение. Как-то я пошла за кампанию с подругой, которая поступала в ГИТИС. Там меня в коридоре увидел Сергей Проханов и предложил попробовать поступить к нему на курс. Можно сказать вот так случайно я и поступила в ГИТИС. Вот только в кино пока не везёт. Хотелось бы сыграть что-то такое интересное в кино, чтобы не стыдно было показать маме, брату и друзьям…
Фото: Елена Киселева и Александр Либков