Что мы помним из музыки эпохи советской революции и индустриализации? Можно сказать, что почти ничего. На память приходят лишь пародии типа «ансамбля имени Листа… прокатного цеха» Леонида Утёсова из фильма «Весёлые ребята», Оркестра Водобочковых Инструментов Кукольного театра Сергея Образцова. Или легендарная оркестровая сюита Георгия Свиридова «Время, вперёд!», посвящённая строительству Магнитогорского металлургического комбината, а позже ставшая музыкальной заставкой программы «Время». А между тем, влияние авангарда музыки советского периода на российскую и мировую культуру вполне сравнимо с влиянием авангарда советской живописи.
Исправить эту несправедливость призван концерт «Революция в звуке», который состоится 9 октября в Новой Третьяковке в рамках музыкального проекта SOUND UP. Концерт посвящен 100-летию революции и соберет в одной программе знаменитые произведения советской эпохи, которые совершили настоящую музыкальную революцию. В первом отделении, получившем название «Музыка машин» прозвучат ранние урбанистические опусы Дмитрия Шостаковича (фрагменты из балета «Болт»), Александра Мосолова (балет «Сталь») и Владимира Дешевова («Рельсы»), а также «Аэрофоническая сюита» для терменвокса с ансамблем Иосифа Шиллингера (1929). Терменвокс — первый в мире музыкальный электроинструмент, звучащий от движения рук исполнителя, был изобретен в 1920 году Львом Терменом и лично представлен изобретателем Ленину, после чего многие композиторы стали создавать произведения для нового инструмента. Продолжит вечер первая советская Камерная симфония Николая Рославца (1927). Когда: 9 октября, 20:00. Где: Новая Третьяковка, Крымский вал, 10
Громкой кульминацией станет первое в XXI веке и самое масштабное по числу музыкантов московское исполнение знаменитой ритмической партитуры Луи Андриссена «Союз рабочих» (1975). Луи Андриссен — патриарх современной голландской музыки, самый известный голландский композитор, сооснователь амстердамской студии электронно-индустриальной музыки, профессор Гаагской консерватории и блистательный музыковед. В 1968 году он выступил одним из инициаторов «Политико-демонстративного концерта», принял участие в написании коллективной оперы о Че Геваре. «Союз рабочих» — одно из самых известных его сочинений, своего рода манифест социалистических идей коллективизации. По словам самого автора, «только тогда, когда каждый инструмент играет с таким чувством, что его партия – самая главная, исполнение по-настоящему удается, как это бывает в политике». Сложнейшая ритмическая партитура написана для свободного состава инструментов. Главные условия – музыкантам необходимо играть безукоризненно синхронно, а инструменты должны звучать максимально громко. Каждая партия – главная, но все они – части единого целого, от которого требуется быть более спаянным, чем в любой классической симфонии, подобно шестеренкам гигантского механизма или каплям воды, которые, объединяясь с другими, превращаются в цунами. Даже спустя почти полвека после создания сочинение Андриссена продолжает и одновременно оспаривает урбанистические музыкальные эксперименты индустриально ориентированного авангарда.
Знаковые, подчас яростные, безжалостно ритмичные опусы исполнят музыканты Студии Новой музыки Московской консерватории под руководством двух дирижеров Игоря Дронова и Станислава Малышева. Во время концерта слушатели окажутся в эпицентре звуковой лаборатории 1920-х годов – исполнители будут располагаться под, над и рядом с публикой в пространстве всех этажей центрального фойе Новой Третьяковки.
Кроме того, у слушателей будет возможность посетить масштабную тематическую выставку Третьяковской галереи «Некто 1917», где представлены важнейшие произведения живописи и скульптуры революционного года из коллекций ведущих музеев России, галереи Тейт и Центра Помпиду. В экспозицию входят произведения Кузьмы Петрова-Водкина, Бориса Кустодиева, Зинаиды Серебряковой, Казимира Малевича, Павла Филонова, Василия Кандинского, Александра Родченко, Ольги Розановой и других авторов. Таким образом, в программе одного вечера сочетаются звуковой портрет эпохи и ее визуальный слепок, что позволяет максимально полно погрузиться в атмосферу.