Собираясь в один московский театр, я выбрал себе тёмные кожаные полуботинки. Но, уже взяв их в руки, понял, что подошва у них белая, — значит это модные «топ сайдеры», палубная обувь для парусного спорта. А спортивная обувь – табу, в ней в этот театр не пускают. Вздохнул и одел другие – точно такие же, но с чёрной подошвой, рисующей по яхтенной палубе. Это уже обычные мокасины, к ним у театрального «фэйс контроля» претензий не будет. Осталось подобрать тёмные классические брюки со стрелками и тёмный пиджак. Как вы уже догадались, речь шла о походе в бывший театр «Модернъ», ставшим «Модерном» после назначения в него Юрия Грымова.
В нашем театре на вечерние спектакли большой сцены принят дресс-код “cocktail” и близкие к нему: “formal”, “after five”. Для мужчин – это костюм или пиджак, возможен вариант без галстука, для женщин – платье или нарядный костюм с брюками или юбкой. В одежде спортивного стиля вас не пропустят в театр :-( Надеемся на ваше понимание.Введение дресс-кода, сокращение твёрдого знака в названии, утверждение нового фирменного стиля со звездой и эпатажная фотосессия с полуобнажёнными артистами и худруком – вот, чем был известен публике театр при новом руководителе в завершившемся сезоне. Ну и обещанием многое изменить в следующем театральном сезоне. Чтобы выполнить эти обещания коллектив работал, включая и лето: театральный «мёртвый сезон» прошёл весьма оживлённо — репетиции, монтаж оборудования. Зато в театре изменились интерьеры, техническое оснащение сцены, световое оборудование и звук, а также подготовлена глубоко эшелонированная программа многообещающих премьер.
Открывая сезон, Юрий Вячеславович объявил ближайшие новинки сезона, среди которых премьера спектакля режиссёра Елены Котихиной «Три…» (естественно сестры) по Чехову, 28 сентября «О дивный новый мир» Олдоса Хаксли в постановке Юрия Грымова, 30 сентября детские «Сказки простого карандаша», 13 октября премьера спектакля Светланы Горшковой и детской студии театра «Юная любовь» по Шекспиру, 28 октября сюрреалистический спектакль худрука «Матрёшки на округлости Земли». Но задел спектаклей рассчитан минимум на два года. В конце нынешнего года Юрий Грымов рассчитывает сделать премьеру по Шекспиру «Юлий Цезарь. Игры престолов», где главным героем будет народ. Большие ожидания связаны с прозой Льва Толстого — Юрий Грымов решил посвятить ему следующий календарный год, поставив две пьесы — «Война и мир» и «Толстой и Столыпин», где писатель и премьер-министр беседуют о важнейших для России вещах. Важной реперной точкой для театра станет 7 сентября 2018 года, когда Толстому будут отмечать 190 лет. «Мы попытаемся сыграть «Войну и мир», если Министерство Культуры выполнит свои обещания по отношению к нам», — пообещал Юрий Грымов. При этом заявил, что если вдруг случится форс-мажор, и денег театру не дадут, то труппа будет играть в том, что есть, хоть при лучинах. «Я никогда не зависел от чужой нерасторопности, — объявил Грымов. — Если мы приняли решение, значит, мы должны это выпустить!» В частности, Юрий Вячеславович пообещал постараться перезапустить для детей к новому году свой фееричный «Затерянный мир» по мотивам произведения Артура Конан Дойла, который с большим успехом, но при заметных технических сложностях шёл на площадке Культурного центра «Москвич». Кроме этого завершены переговоры с правообладателями и готовятся к запуску для семейного просмотра «Маша и медведи».
Из задуманного, пожалуй, только премьера «12» по Блоку честно отложена до лучших времён, поскольку музыкальная составляющая спектакля требует коренного обновления звукового оборудования. Открытой пока остаётся программа спецпроекта «Приходите сегодня», в рамках которого Грымов приглашает режиссёров со стороны. Им обещана поддержка и возможность реализовать минимум премьеру спектакля, а дальше — понравится или не понравится. То есть премьера — это ещё не пропуск в постоянный репертуар. Но «самоход» режиссёров с готовыми проектами пока не наладился (премьера чеховского спектакля «Три» — скорее удача). Поэтому сейчас ищут энергичного и креативного человека для продвижения этого спецпроекта. Буфетное пространство тоже пока не задействовано в творческом процессе в полную силу по задумке нового руководителя. По крайней мере после коротких спектаклей театральный буфет должен будет стать местом встречи режиссёров и актёров со своими зрителями.
Стопроцентно стопроцентные продажи билетов
На сборе труппы руководитель театра с гордостью сообщил, что продажа билетов к концу завершившегося уже при нём сезона поднялась до 99 процентов, и уверил всех, что в новом сезоне продажа билетов «стопроцентно будет стопроцентной». Для этого руководитель «Модерна» планирует договориться с билетными кассами дружественных театров о взаимной продаже билетов, а также прекратить бесплатную раздачу своих контрамарок артистами театра. Даже контрамарки будут в новом сезоне продаваться, пусть и за смешные деньги. Ещё одним способом привлечения денег зрителей станет выпуск театральных абонементов на три премьеры, при этом четвёртая достаётся покупателю бесплатно. Тем же зрителям Грымов предложит «голосовать ногами» за спектакли текущего репертуара: «Принцип простой: если зрители не ходят, то спектакли закрываются, независимо, ставил их Грымов или Иванов…»
А вот по поводу принципов пресловутого дресс-кода худрук театра пообещал некоторую поблажку - в новом сезоне в зал будут допускаться зрители даже в модных кедах, если их стоимость превысит 600 долларов. Грымов объяснил, что образ идеального зрителя у него сложился в детстве, когда в театр его водила бабушка, и было принято одеваться в театр как на праздник — вечерние платья и костюмы с галстуками, а также приносить с собой приличную сменную обувь. К его сожалению стандарты моды и «приличия» значительно изменились, что приходится учитывать.
Кстати, сбор труппы был объявлен открытым для всех желающих, среди которых оказалась и женщина-торговый агент. Дождавшись возможности задавать вопросы, коммивояжёр спросила худрука как ей оформить поставки вина в театральный буфет. «Вам очень долго придётся проводить бесплатные дегустации, чтобы убедить нас отказаться от нынешнего поставщика», — ответил худрук. «А кто у вас сейчас поставщик?» — тут же переспросила коммивояжёр. «Грымов», — улыбнулся Грымов. Кстати, позже, во время экскурсии по своему кабинету он показал десяток бутылок из эксклюзивной линии вин Midsummer со своего испанского винодельческого предприятия. В этой линейке представлены красные вина — сухие и кагор. Другие экспонаты кабинета-музея были не менее интересны для раскрытия творческого пути нового худрука старого театра. Среди них награды престижных профессиональных конкурсов и фестивалей, афиши кинокартин и спектаклей.
В театральном мире Юрий Грымов известен участием в постановках «Дали» в Театре Вахтангова, «Царской невесты» Римского-Корсакова в «Новой Опере», «Нирвана» в Театре Маяковского, а также своим спектаклем-бестселлером «Цветы для Элджернона» в РАМТе и детским спектаклем «Затерянный мир» в КЦ «Москвич».
Текст и фото: Сергей Щенников