В редакции информ-портала «Вести Москвы» сложилась традиция, когда раз в год мы встречаемся с Владимиром Репиным, и он рассказывает про своё «детище» — «мобильное медиа с геопозиционированием». Так получилось и это интервью, которое было написано, одобрено и отложено до появления информационного повода. Типа, вот сейчас поменяем адрес — и опубликуем. Поиск повода затянулся, за это время многое изменилось, Round стал называться JungleFox, но зато появился приличный повод — день рождения неутомимого «отца основателя». Поздравляем! Текст интервью подновлять не будем, лучше напишем новый, когда появится информационный повод. А материалы к прежним «поводам», которые давал Владимир Репин можно найти здесь.
- Владимир, первое интервью у нас состоялось с вами, как с победителем всероссийского конкурса стартапов. Как далеко вы продвинулись с того времени?
- Мы начали заниматься обработкой локальных событий три года назад. Первая история у нас была, когда мы хотели собирать «события рядом», в радиусе километра, и показывать пользователям с помощью мобильного приложения. Мы хотели дать возможность людям самим писать такой геотвиттер, геочат. Мы опробовали эту историю, но она не очень хорошо пошла, потому что в начале любую площадку нужно наполнить контентом, а уже потом привлекать на неё пользователей. Это проблема «курицы и яйца», которая не решается просто «by user generated content», то есть контентом, созданным самими пользователями. Либо нужен очень большой бюджет, чтобы сделать рекламу площадки. Поэтому мы переформатировали историю, исходя из того, что в первую очередь в диджитал не хватает инструментов для малого бизнеса, чтобы бюджетно рассказать о себе. Да, есть площадки с большой посещаемостью, но вход туда стоит очень приличных денег. В среднем это 35 тысяч рублей только за вход. И ты только попадаешь в каталог за эти деньги. И сама трата довольно сомнительна, потому что, например, в Yellow Pages можно попасть вообще бесплатно. А на эти площадки с посещаемостью от миллиона и выше, вход стоит таких денег. И при этом есть два слабых места, связанных с тем, что посещаемость в интернете меряется по количеству заходов и уникальных пользователей. При этом откуда пришли эти люди совершенно не понятно: они могут прийти как из Москвы, так и из Воронежа, Нью-Йорка или из Панамы, в общем из всего Интернета. Дело в том, что ты покупаешь трафик и платишь якобы за миллион посещений, а из этих людей к тебе в оффлайне не придет никто. Вот, например, ты хозяин ресторанчика и ты «встал» на ресурсе с миллионными посещениями. Но сколько к тебе придёт народу ты а) не знаешь, б) не знаешь, что они пришли к тебе именно оттуда. Возьмём «Афишу». Это большой ресурс, все его знают, все туда заходят. Это «еженедельный» ресурс – туда заходят раз в неделю, чтобы узнать, чем бы заняться на выходные. Но «Афиша» рассказывает обо всём и люди там ищут такой «спланированный» досуг.
- Какое решение вы предлагаете?
- Мы предлагаем рассказывать людям о том, что находится рядом. Предлагаем механизм, платформу для этого. Что делает бизнес? Бизнес приходит к нам, заводит у нас «поток», размещает свою точку на карте – вход у нас стоит пять тысяч рублей в месяц.
При этом у нас два экрана – первый экран «Лучшее», второй экран «Рядом». Это деление одинаково соблюдается, что в мобильном приложении, что на «web’е». В «Лучшее» нельзя попасть ни за какие деньги, в разделе «Рядом» одна точка стоит пять тысяч.. Если две или больше и так далее. И эти события появляются в потоке. Ты можешь ничего не платить и просто вести свой «поток», а редактор, если событие интересное, отберет его и оно попадёт в «Лучшее». Таким образом, событие будет показано всей Москве.
- Пока похоже на интернет-приложение к бумажному журналу о бизнесе с виртуальной аудиторией…
- Главное отличие в том, что мы исповедуем концепцию не аудитории, а территории. То есть мы работаем на территории Москвы и нам не очень важно, чтобы все пятнадцать миллионов жителей Москвы регулярно заходили на наш сайт. Нам важно, чтобы люди, заходя в интернет, а сейчас это происходит главным образом через Wi-Fi, в определенном месте люди нас сразу увидели. И мы сейчас над этим работаем: сейчас наши события размещаются на Wi-Fi в метро, на Wi-Fi на 450 остановках общественного транспорта города и на Wi-Fi улицы Арбат. Мы расширяем нашу территорию покрытия, сотрудничая с операторами связи и некоторыми нашими клиентами, у которых есть доступ к сетям Wi-Fi. Пользователь получает информацию об актуальных событиях, которые происходят или будут происходить в ближайшее время рядом с ним. Очень важно, что именно рядом с ним, потому что он может дойти до этого события ногами. Мы обычно ограничиваем «круг информирования» радиусом в один километр. Километр – это расстояние, которое человек может пройти за 15 минут максимум. Прийти и поучаствовать в чём-то ему интересном. А тем клиентам, кто размещает у нас информацию о своих «точках», это интересно тем, что люди, которые получили эту информацию, находятся не где-то в интернете, а они здесь, рядом и эти люди могут прямо сейчас придти. Им не надо ехать с одного конца города на другой конец, они уже здесь. И фактор физической близости между продавцом и покупателем, например, очень важен.
- Фактор физической близости всегда важен : )
- Да, это я смешно сказал. Но имел ввиду местонахождение. Привлечение посетителей, клиентов в какое-то место решается качеством события, его привлекательностью для клиента, а также умением нашей платформы эту информацию доставить до потребителя.
Мы задаем новый формат в диджитал индустрии, диджитал рекламе. Это не реклама, которая на улице висит и примелькалась. Это не реклама в социальных сетях, где информация передается между пользователями, которые каким-то образом знают друг друга. Если я тебя не знаю, то я твоих постов не увижу. Кстати, Round – это не социальная сеть. Вы меня не знаете, но вы моё сообщение увидите, потому что вы пришли на данную территорию.
Нас по старой памяти часто спрашивают, а зачем я должен скачивать ваше приложение, чтобы вашу информацию увидеть? Но скачивать приложение уже не нужно. Вот такой простой ответ на привычный вопрос: «Приложение не надо скачивать!» Здесь технология другая – люди заходят на Wi-Fi, получают доступ в Интернет и плюс к этому видят информацию о событиях рядом. Всё. Дальше кто-то не захочет скачать приложение, а кто-то захочет, чтобы с этим «событиями рядом» как-то взаимодействовать У нас есть разные сценарии взаимодействия — кнопки «заказать», «купить», «поучаствовать», «я приду». Таким образом, мы убираем ещё один барьер между «местом» и пользователем. Вообще наша миссия, миссия «Раунда» — сократить расстояние между «пользователем» и «местом» в цифровом мире, чтобы сократить число действий, чтобы узнать, что происходит рядом и поучаствовать в этом событии. Вошел, увидел, получил. Захотел – выразил своё отношение к событию, поставил значок с рожицей «эмоджи». В зависимости от выраженных эмоций данное «место» может менять своё место в рейтингах. Разместить своё «место» бизнес может даже без приложения, это просто. Также просто его могут увидеть пользователи. Они просто заходят на Wi-Fi и видят «события».
- Таким образом, ключевое слово – Wi-Fi. Точнее «территория Wi-Fi»?
- Мы создали механизм, платформу чтобы «места» доносили информацию о своих «событиях» до пользователей на территориях, где есть Wi-Fi . Наша потенциальная аудитория сейчас – это более двух миллионов человек в Москве.
- Когда-то «Раунд» был призван «Лучшим стартапом», но теперь вы это определение не употребляете.
- Сейчас мы уже давно не стартап, мы растущий бизнес, мы привлекаем клиентов. Это коммерческое предприятие, растущий бизнес.
Впереди у нас расширение «территории» по городам. В июле мы планируем выход в Санкт-Петербург. Дальше мы попробуем сделать «роуминговую историю» между Петербургом и Москвой. Пользователь сможет следить за событиями как дома, так и в роуминговом городе. При этом мы обошли необходимость скачивания приложения. Приложение не нужно. Всё, что необходимо – зайти на Wi-Fi. «Докачать» приложение можно позже, а можно обойтись без него. После того как мы отработаем модель с Санкт-Петербургом, следующие города мы уже не будет осваивать сами, будем разрабатывать партнёрскую программу.
- Чтобы не набивать лишних «шишек»?
- На определённом этапе без «шишек» не обойтись. Это помогает, обходить препятствия. Например, методом проб и ошибок мы научились делать аудиогиды для разного рода выставок. Человек заходит на Wi-Fi галереи и без приложения, без сякого дополнительного оборудования получает конкретную информацию в конкретном месте. Да, мы «угробили» много денег на создание различных приложений, пока не поняли, что они не нужны! Всё работает через обычный веб-браузер. Да, у нас уже есть приложение под Айфон, но для Андроида мы его и разрабатывать не стали.
- То есть запросто приходишь на выставку Серова и даже не заморачиваешься с «приложением»?
- Да, подключаешься к выставочному вайфаю и ходишь. Когда под картиной видишь номер и вводишь его на телефоне и слушаешь. То есть даже наушники не нужны – приложил телефон к уху и слушаешь. Мы при этом и от геопозиционирования отказались. Хотя, как и все остальные впрочем, пытались, пока не поняли, что в здании это не работает совсем или требует столько дорого дополнительного оборудования, что теряется смысл. А теперь мы уже вторую выставку обеспечиваем услугой аудиогида.
- Как говорится, «скоро ничего не будет, кроме телевидения»? Останется один Wi-Fi?
- Похоже, что всё к тому идёт. Сейчас мы сотрудничаем с Мастерславлем – детским городком. Взрослые приводят туда детей, и у них образуется пара часов свободного времени. Мы для этих взрослых ставим подключенный к интернету терминал, на который выводим всю информацию о местах, где можно поесть, постричься, развлечься. Есть смартфон – хорошо, подключаешься к местному Wi-Fi. Нет – пользуешься уже подключенным терминалом. То есть пользователю даже телефон не нужен, таким образом мы ещё одно препятствие убираем на его пути к информации. Можно эту схему применить и в крупном магазине, таком как, например «Ашан».
- Мы на пороге революционных изменений?
- По крайней мере, мы сейчас впереди всех, кто меряет свою эффективность в показах и кликах с конверсией 2%. Все меряют в кликах, показах или, как Яндекс в словах. Но какие слова бизнес использует для описания своего места? Одинаковые! Например, «элитная недвижимость». На рынке ограниченное количество этой недвижимости и большое количество агентств. Чтобы достучаться до своего клиента они начинают бороться друг с другом за первый экран выдачи. Потому на втором экране выдачи к ним уже никто не придет. Начинается война бюджетов, плюс «военные хитрости», чтобы понизить конкурента в выдаче. Затраты достигают фантастических цифр, маленький бизнес загоняется в тупик. Мы же предлагаем не аудитории, показы, клики, а «территории». «События» в нашей системе работают лучше, обходятся дешевле. А главное – Round приводит реальных покупателей, посетителей, клиентов.