Скажу честно, я волновался перед премьерой спектакля «Ты моё солнышко» режиссёра Павла Урсула. Затрудняюсь объяснить почему. Вот бывает же такое: «Пьёшь одну рюмку водки, вторую, третью… Пьёшь четвёртую — а там… вода!»
Похожие ощущения испытываешь, когда идёшь на один культовый спектакль культового режиссёра, идёшь на его второй культовый, третий… А перед премьерой четвёртого – всё-таки волнуешься. Уже потому, что театральные кассы рекламируют спектакль как средней руки антрепризу: на афише полуголые красотки плюс раскрученные имена звёзд телевизионных сериалов. Но по ходу просмотра спектакля моё волнение улеглось, и проснулся интерес – чем же закончится эта «треугольная» история любви? Ходульные персонажи из рекламных афишек постепенно оживали, плоские схемы взаимоотношений обрастали живыми эмоциями и реальной жизнью. Так, разрекламированная «житейская мудрость» Николая, которая якобы стояла между ним и влюблённой в него Натальей, обернулась обычным мужским головотяпством. Между сеансами секса с разными женщинами нужно обязательно проводить генеральную уборку в квартире!
Актёры сцена за сценой завоёвывали доверие зрителей. Конечно, шлейф ярких телевизионных ролей исполнителя главной роли Олега Чернова долго мешал восприятию спектакля. Даже после антракта меня не покидало ощущение, что вот прямо сейчас войдёт боевая партнёрша Олега Чернова по сериалу «Морские дьяволы» — снайперша Багира — и скажет ему: «Батя, не валяй дурака! Женись!» Но постепенно Чернов врастает-таки в роль успешного в любви и бизнесе Николая. Чему способствуют прекрасные физические данные пятидесятилетнего актёра, его профессиональное мастерство и богатый жизненный опыт.
Шоумэн и бывший кавээнщик Сергей Белоголовцев тоже не сразу «укладывается» в происходящее на сцене. Ведь судя по многочисленным обещаниям страстной и безрассудной любви со стороны молодой любовницы Николая — Натальи, герой Белоголовцева должен был бы стать третьей стороной любовного треугольника. А на фоне успешного ловеласа Николая он явно проигрывает. Но, как говорится, у каждой красивой женщины должна быть некрасивая подруга, соответственно, у каждого успешного мужика должен быть некрасивый друг-недотёпа. И когда Наталья отчаянно флиртует, чтобы пробудить ревность Николая, Белоголовцев мастерски играет достойного и порядочного, но робкого по жизни астрофизика, готового к бескорыстной дружбе с женщиной своего друга.
Пожалуй, только Марина Блейк сразу и безоговорочно входит в роль Ирины, соперницы Натальи. На её стороне в этой заочной борьбе с молодой соперницей всё – жизненная независимость, зрелая красота, спокойная уверенность в себе. С первой минуты её появления рядом с главным героем между ними возникает неуловимая и необъяснимая «химия». Очевидно, что они созданы друг для друга. Кстати, о «химии», угадайте с трёх раз, кто жена Олега Чернова по жизни?
К исполнительнице Натальи — Оксане Скакун – у зрителя тоже не возникает вопросов. Она классно играет молодую (младше героя на 30 лет), жизнерадостную, лёгкую на подъём, влюблённую и даже навязчивую в желании выйти замуж «блондинку-любовницу». На её фоне ярко проявляется пресловутая «житейская мудрость» Николая, опасавшегося жениться на Наталье, поскольку через десяток-другой лет она «утром будет ставить ему клизмы, а вечером рога». Поэтому поворот в раскрытии характера «влюблённой блондинки» сначала проходит незамеченным. А она проявляет характер и уходит от героя, обнаружив, что в его жизни существует другая женщина. Она уходит!
И вот на этом моменте у меня, как зрителя, возникают вопросы. Но не к исполнительнице. С этого момента Оксана Скакун играет неожиданно сильную женщину, которая сначала даёт шанс герою вернуть её, а потом решает сама вернуться к любимому, но не легковесной блондинкой, а как бизнесвумен в блестящих доспехах на белом коне, самостоятельно добившись жизненного успеха. Но! Эту историю «Великого Гэтсби в юбке» она читает из-за кулис!
Надо ли говорить, что такая «находка режиссёра» заставила меня, вернувшись домой, обратиться к первоисточнику — книге Александра Файна «Прости, моё красно солнышко». (Кстати, в рекламках к пьесе Александра Марковича 36-го года рождения представляют как «молодого литератора», поскольку это его первая книга. Но это просто ещё один повод не доверять рекламе и погуглить). Не отрываясь, прочитал книгу за ночь. И понял, что режиссёр Павел Урсул взялся за трудную, но достойную усилий задачу – пересказать театральным языком целую сагу об искушениях времён перестройки и развала советской империи. И теперь, положа руку на сердце, могу порекомендовать и посмотреть спектакль, и прочитать книгу. Причём в любой последовательности. Спектакль, несмотря на вынужденную прополку персонажей и сокращение сюжетных линий романа, остаётся самостоятельным и самодостаточным произведением.
Так что здесь составители рекламных афишек правы: новый спектакль «Ты моё солнышко» от режиссёра театрального хита «Чапаев и пустота» Павла Урсула и лауреата литературной премии имени А.П.Чехова Александра Файна имеет все шансы стать культовым.
Текст: Сергей Щенников. Фото: Евгений Чесноков.