В Театре мюзикла прошло ознакомительное мероприятие для журналистов и студентов-сценографов с компьютерными технологиями рок-оперы «Преступление и наказание».
Официально оно называлось «экскурсия за кулисы», но проводивший её технический директор компании Polymedia Игорь Ишеев честно признался, что никого из непосвящённых гостей на сцену не пустит. Уж слишком сложна и уязвима применяемая система трекинга и 6D-видеомэппинга на движущихся объектах в режиме реального времени. Изначально чуткая система реагировала даже на сценическую пыль и тополиный пух, и потребовалось немало времени и сил, чтобы её настроить и защитить от различных посторонних факторов и артистических импровизаций.
Конечно, отдельные элементы 3D-графики уже широко используются для организации мультимедийных и световых инсталляций, таких как «Круг света» и другие. Но применяемые в Театре мюзикла технологии уникальны и ещё не применялись в России в полном объёме. По словам Ишеева, во всей Европе есть только четыре театра, где такая система установлена стационарно. При этом в России единственная такая площадка создана в Театре Мюзикла для рок-оперы «Преступление и наказание». Впрочем, мобильные или взятые в аренду системы успешно использовались во время концертных шоу Мадонны, Стинга, Сергея Лазарева и цирковых представлений Cirque du Soleil.
Как объяснил и показал на примере отдельных сцен из спектакля Игорь Ишеев, конструкции в виде стен свободно передвигаются по сцене вручную без заранее зафиксированных траекторий движения. Поэтому вся телеметрия «привязана» к маячкам, установленным на мобильных «стенах» и передающим в центр обработки данные о положении декораций. Это и есть трэкинг. Компьютерная система с помощью камер и маяков постоянно «видит» меняющееся положение декораций, в реальном времени обсчитывает картинку и выдаёт её на «стену». При этом геометрически прямоугольная стена может считываться как трапеция, например, но система видеомэппинга постоянно, в режиме реального времени обрабатывает проецируемый контент так, что проекция на декорациях отображается с учетом их реального расположения и динамического поворота. Всего проекторов на сцене 12, в течение спектакля декорации сцены меняют свое положение 36 раз и каждый раз меняется контент мэппинга. Интеграция такой интеллектуальной системы и аудиовизуального оборудования сцены создает динамический 3D эффект, только в отличие от 3D фильма, он реализуется онлайн, без предварительного монтажа. Это прорывное инновационное решение расширяет многомерное пространство спектакля, а сценографам предоставляет возможность для неограниченной импровизации в области визуальной трансформации сцены.
После знакомства с компьютерной «начинкой» спектакля происходящее на сцене воспринималось несколько иначе, а великолепная игра артистов подчёркивалась безукоризненной работой технического состава театра, о которой ранее просто не задумывался.
Текст и фото: Сергей Щенников