В Московском театре мюзикла открылся новый сезон рок-оперы «Преступление и наказание». За Достоевского взялся режиссёр Андрей Кончаловский вместе с поэтом Юрием Ряшенцевым и автором музыки Эдуардом Артемьевым. Как признавался музыкант, в работе над оперой он изначально отталкивался от рок-оперы Эндрю Уэббера «Иисус Христос — суперзвезда», но затем добавил авангардную академическую, джазовую и народную музыку. В итоге от «Jesus Christ» ничего не осталось, но планка изначально была задана высокая, на мировом уровне. Любое переосмысление столь значительного литературного памятника вызывает болезненную реакцию у поклонников классического прочтения, а трансформация психологического детектива в мюзикл — тем более. Тем не менее премьера мюзикла уже номинирована сразу на шесть «Золотых масок». И если у многочисленных критиков возникают вопросы к изложению сюжета романа, то к исполнителям, хореографам и художникам претензий нет. Поражают воображение декорации английского художника Мэтта Диили — стены-трансформеры, превращающиеся то в городские улицы, то в метро, квартирка Раскольникова, по ходу спектакля ползущая под колосники или, наоборот, спускающаяся вниз, а также уникальная технология видеомэппинга, проецирующая изображения на движущие предметы, переносят зрителей в причудливый Санкт-Петербург. Этот город, рождённый воображением писателя девятнадцатого века, теперь несёт на себе черты эпохи «перестройки» прошлого века и нынешнего времени. А вот детские сны Раскольникова снова трижды уносят нас в век девятнадцатый. Бессмысленные метания по этому странному городу Родиона Раскольникова временами отсылают к голливудским блокбастерам о любви склонного к насилию социопата к падшей старшекласнице. На мой взгляд, к таким как культовый фильм «Таксист» Мартина Скорцезе с Робертом де Ниро и малолетней Джоди Фостер. Спорить о правомерности именно такого переосмысления Достоевского просто нет смысла. У каждого своё восприятие романа, зачастую сложившееся ещё под влиянием школьной программы, и каждого эта постановка заставит вновь обратиться к первоисточнику — уже этим спектакль хорош. На мюзикл нужно идти, смотреть и слушать, а для начала предлагаем ознакомиться с фотоотчётом нашего фотографа Александра Либкова.
В спектакле заняты Станислав Беляев, Денис Котельников, Александр Казьмин и Александр Бобров (Раскольников), Мария Биорк, Галина Безрук (Сонечка), Александр Маракулин, Евгений Вальц (Свидригайлов), Ефим Шифрин, Владимир Ябчаник и Максим Заусалин (Порфирий Петрович), Антон Дёров (Мармеладов), Антон Аносов (Старуха-процентщица).
Фото: Александр Либков