Камерный музыкальный театр Бориса Покровского порадовал премьерой, которую ждали более ста лет. Это опера Николая Римского-Корсакова «Сервилия».
Премьера оперы «Сервилия» состоялась в Мариинском театре в октябре 1902 года и с тех пор незаслуженно ушла в тень. Если и исполнялась, то «с почётным успехом», как охарактеризовал сам автор приём публикой премьеры в двух столицах. »Сервилия» написана на основе одноимённой драмы известного русского поэта Льва Мея. Это талантливый и плодовитый автор — достаточно сказать, что три оперы самого Римского-Корсакова —»Псковитянка», «Царская невеста» и «Сервилия», а также 11 романсов Чайковского написаны на тексты Мея. Но эта малоизвестная опера всегда стояла особняком среди многочисленных шедевров Римского-Корсакова, который мастерски использовал сказочные, былинные русские мотивы.
В «Сервилии» сюжет взят из сложного исторического периода деспотии императора Нерона, предшествовавшего распаду Римской империи. Историки высказывают предположение, что на этом материале из жизни древнеримских сенаторов и трибунов композитор пытался высказать своё отношение к процессам, происходившим в то время в России и приведшим позднее к революционным событиям 1905—1907 годов.
В центре сюжета — история зарождения христианской веры в языческом Риме и верности идеалам веры и демократии, за которые и на смерть не жалко пойти. Но любовная линия, без которой сложно представить оперу как таковую, здесь прорисована вялым идеалистическим пунктиром. Любви Сервилии безуспешно домогается Эгнатий — бывший раб её отца и предатель, погубивший её отца-сенатора и жениха-трибуна. Для большей убедительности Эгнатий заманивает Сервилию в катакомбы и ультимативно требует её руки, а после гордого отказа девушки заточает её там на голодную смерть. Но Сервилию спасают христиане и обращают её в свою веру, за которую она и принимает смерть.
На фоне сказочно русских историй «Снегурочки», «Царской невесты», «Золотого петушка» и «Садко» древнеримский агитпроп «Сервилии» явно теряется. Возможно поэтому она до недавнего времени оставалась единственной из тридцати опер Римского-Корсакова, не существовавшей в аудиозаписи. Но перед премьерой полная студийная запись оперы была создана под руководством Геннадия Рождественского.
Камерный музыкальный театр Бориса Покровского часто обращается к редким и малоизвестным произведениям, но постановка забытой «Сервилии» стала одним из самых масштабных проектов театра за последние годы. Грандиозные декорации потрясают воображение. Зрительный зал полностью трансформирован в римский форум-амфитеатр. Он олицетворяет здесь образ Рима как воинственного «бронированного» пространства, подавляющего демократию и веру.
Надо ли говорить, что качество исполнения музыкальной и вокальной составляющих безупречны. Это же Театр Покровского! Поэтому величайшее наслаждение получат и визуалы, и меломаны. Музыковеды порадуются тому, что совершен монументальный жест уважения великому композитору и воссоздана последняя «колонна» из тридцати, на которых держится оперное величие Римского-Корсакова.
Текст и фото: Сергей Щенников
Следите за спектаклями Музыкального театра Б.А.Покровского и театральными событиями на электронной карте города ресурса «Jungle Fox»