Смех — дело серьезное, поэтому, чтобы выбрать подходящую комедию и посмеяться от души, разберёмся для начала в тонкостях жанра.
Обычно выделяют комедию положений, комедию нравов и комедию масок. В комедии положений смеются над курьёзной ситуацией, в которой оказались герои: «Севильский цирюльник» месьё Бомарше, «Мещанин во дворянстве» месьё Мольера. Сэр Уильям Шекспир обожал комедии положений: «Двенадцатая ночь», «Комедия ошибок», «Венецианский купец», «Укрощение строптивой». Из российских авторов – «Медведь» господина Чехова, «Ревизор» и «Женитьба» господина Гоголя.
В комедии нравов высмеиваются характеры героев, их гипертрофированная черта или страсть. В России этот вид комедии не очень жалуют, поскольку впервые знакомятся с ним не в театре а в школе – это «Недоросль» г-на Фонвизина, «Горе от ума» г-на Грибоедова. А всё, что «прошли» в школе оставляет грустное послевкусие, даже если это комедии. Хотя есть и классические комедии нравов, которые широко известны, но не входят в школьную программу. Например, «Тартюф» Мольера», «Власть денег» Мирбо, «Школа злословия» и «Соперники» Шеридана.
Классиками итальянской комедии масок считаются два Карло — Гольдони и Гоцци. Карло Гоцци известен у нас в стране не только по аншлаговой постановке «Принцессы Турандот» в театре Вахтангова, но и по экранизациям «Король – олень» и «Любовь к трем апельсинам». А ещё Карло Гоцци знают по Труфальдино из Бергамо в «Слуге двух господ». А Карло Гольдони известен московским театралам по пьесе «Карнавальная шутка», поставленной по его комедии «Трактирщица».
Некоторые зрители полагают, что главное выбрать не жанр, а «правильную площадку», например, Театр на Юго-Западе и ходить туда на все спектакли подряд. Другие предпочитают однажды выбрать веселого актера и не изменять ему, так, например, ходят на Марию Аронову в Театр Вахтангова или другие площадки, где она выступает. Например, в Театр Вахтангова на «Мадемуазель Нитуш». Эту веселую оперетту ставили и в театре, и в кино — на французском с Луи де Фюнесом, и на русском языке с Андреем Мироновым и Людмилой Гурченко.
А можно совместить выбор жанра, например, комедии масок с выбором проверенной «площадки» и пойти в Театр на Юго-Западе на «Карнавальную шутку», поставленную по комедии Карло Гольдони «Трактирщица».
Есть и те театралы, кто однажды выбирает для себя сочинителя весёлых пьес и ходит в театр «на автора». Например, любят у нас американца Кена Людвига, известного по «Одолжите тенора» и «Примадонны». Или на французского комедиографа Жоржа Фейдо. Пьесу Жоржа Фейдо «Дамский портной» ставят давно и охотно, а его «Ключ от спальни» (2003 г.) — Эльдар Рязанов даже экранизировал. Таким зрителям — прямая дорога в Московский драматический театр им.А.С.Пушкина, где ставят и Фейдо «Дамский портной», и «Одолжите тенора» Людвига. В первой комедии небольшая любовная интрижка молодого мужа приводит к тому, что ему приходиться выдавать себя за… дамского портного! С пьесой «Одолжите тенора» трудно ошибиться — она с успехом шла на Бродвее, получила девять премий, включая две бродвейские премии «Тони», переведена на восемь языков и с успехом идет по всему миру.
МХАТ Чехова ставит другую пьесу Людвига – «Примадонны» — этакий «забег в мешках за деньгами»: двое безработных актеров узнают, что миллионерша преклонных лет разыскивает потерявшихся в детстве племянниц, дабы отдать им свои миллионы. Парни решают рискнуть и разыграть комедию с переодеваниями.
Любят у нас и американского драматурга Нила Саймона. Только на сцене Театра Маяковского успешно ставили его пьесы «Банкет», «Глава вторая» и «Развод по-мужски».
А его спектакль «Босиком по парку» ставили в Театре Пушкина, в Театре Сатиры с успехом идет «Калифорнийская сюита», в Театре Сатиры – «Дураки», в Театре Табакова – «Билокси-Блюз, в «Театре Вахтангова» – «Игры одиноких». «Развод по-мужски» — весёлая комедия об отношениях мужчин и женщин, поставленная по пьесе известного американского драматурга Нила Саймона «Странная пара». Эта комедия с успехом шла на Бродвее, а позже по пьесе сделали сериал и фильм с популярным американским актёром Джеком Леммоном. Пьеса с феерическим успехом идёт на театральных сценах всего мира.
Если вам по душе британский юмор, то сходите на «Слишком женатый таксист» английского драматурга Рея Куни в постановке Александра Ширвиндта. Эта самая известная комедия Рея Куни вошла в почетный список 100 лучших драматических произведений Великобритании ХХ века. Всего же Куни написал более двадцати комедий, которые переведены на 40 языков и идут на сценах многих театров мира. Он один из самых кассовых драматургов — на спектакли по его пьесам уже продано более 100 миллионов билетов.
А можно попробовать немецко-французский коктейль, приготовленный немецким автором историко-авантюрных романов Георгом Борном и французским драматургом Эженом Скрибом. Старая добрая классика, на которой умирало от смеха уже не одно поколение зрителей, — «Тайны Мадридского двора» в Филиале Малого театра на Большой Ордынке. Уже само название пьесы стало фразеологизмом или, как сейчас сказали бы, хэштэгом. «Тайны мадридского двора» означают хитросплетения секретов и интриг, напоминающие спутанный клубок разноцветных ниток, где, потянув за одну, можно неожиданно вытащить несколько других. Французская принцесса Маргарита, умная и очаровательная, распутает клубок из десятка дворцовых интриг с любовными тайнами, освободит из испанского плена своего брата-короля, обретёт любовь и станет королевой Навррской.
Ну и, наконец, гурманам можно посоветовать удивительный интернациональный коктейль «Севильский цирюльник» в Новой опере, где взяли французское либретто Пьера Огюстена Карона де Бомарше, музыку итальянского композитора Джоаккино Антонио Россини, а потом ещё добавили эстонского дирижера Эри Класа, англо-австралийского режиссера Элайджи Мошински и английскую художницу Энн Тилби. Получилось весело, современно и профессионально.
Итак, десятка лучших комедий на московских сценах, которые нужно посмотреть:
- «Слишком женатый таксист»
- «Укрощение строптивой»
- «Тайны Мадридского двора» в Филиале Малого театра на Большой Ордынке
- «Мадемуазель Нитуш» в Театре Вахтангова
- «Одолжите тенора!» в Московском драматическом театре им.А.С.Пушкина
- «Тартюф» в «Театре на Малой Бронной»
- «Развод по-мужски» в Театре Маяковского
- «Примадонны» в МХАТ Чехова
- «Карнавальная шутка» в Театре на Юго-Западе
- «Севильский цирюльник» в Новой Опере
«Слишком женатый таксист» .
«Укрощение строптивой»
«Тайны Мадридского двора» в Филиале Малого театра на Большой Ордынке
«Одолжите тенора!» в Московском драматическом театре им.А.С.Пушкина
«Севильский цирюльник» в Новой Опере
«Карнавальная шутка» в Театре на Юго-Западе
«Примадонны» в МХАТ Чехова
«Развод по-мужски» в Театре Маяковского
«Тартюф» в «Театре на Малой Бронной»